Папки-передвижки

Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ

Ольга Владимировна Белицкая
Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ в учреждениях коррекционного типа осуществляется с учетом медицинской и психолого-педагогической характеристики, а также с учётом результатов констатирующей диагностики. Разработанные занятия строятся с учё том индивидуальных психологических особенностей детей с ОВЗ: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного и социального опыта и т. д.

Публикация «Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Одна из основных функций изобразительной деятельности детей - познавательная. В работе с детьми с ОВЗ больше внимания уделяют не исправлению первичного дефекта (т. е. двигательной, умственной, зрительной, слуховой недостаточностви, а работе над преодолением вторичных дефектов: корректируют недостатки восприятия, внимания, пространственных представлений; расширяют социальный опыт.

Направляющую и организующую роль в коррекционной работе с детьми с ОВЗ выполняет речь взрослого, она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность. Но, кроме словесной инструкции, ребенку с ОВЗ необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности : показ действий, игровые ситуации, совместные действия взрослого и ребенка. То есть, словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью детей с ОВЗ неотделимы от наглядных и игровых. Л. С. Выготский назвал игру пространством «внутренней социализации» ребенка, средством усвоения социальных установок.

Это можно наглядно увидеть на примерах занятий изобразительной деятельности по ознакомлению детей с ОВЗ с натюрмортом, в которых одной из основных целей будет - формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности.

Знакомство детей с ОВЗ с натюрмортом можно начинать со старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Социальный опыт на этом этапе заключается в том, что ребенок с ОВЗ получает общее представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов.

На первом этапе знакомства с натюрмортом предлагаются однопорядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до трех, причем, один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистичекие или декоративные натюрморты, яркие, нарядные.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного, наглядного и социального опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать игры «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Найди по описанию», «Чудесный мешочек» и др.

С целью обогащения социального опыта возможно использование художественно-развивающих игр и заданий в составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Составь натюрморт из фруктов») и др. Это могут быть настоящие объекты или их изображение. Учитывая особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ, а именно, отсутствие интереса к деятельности, перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Ведь главная задача педагога, работающего с детьми с ОВЗ – это открыть, зажечь, заинтересовать ребенка художественно-творческой деятельностью.

Первым натюрмортом, показанным детям, может быть натюрморт «Клубника» П. Кончаловского. В предварительной работе рассматривают с детьми, как растет клубника (земляника, как зреют на солнышке ее ягоды. Собирают немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков, тем самым дают детям полюбоваться красотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочетание красного, зеленого и белого цвета; понюхать исходящий от ягод аромат, попробовать их на вкус. На следующем занятии можно сделать аппликацию из готовых предметных форм (ягоды, листья, тарелочка).

Педагог предлагает детям вспомнить о том, как они собирали клубнику, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, теплый, солнечный день. Только после такой предварительной работы уместен рассказ об истории создания картины: «В один из теплых солнечных дней художник Петр Петрович Кончаловский увидел собранные ягоды земляники. Он удивился их красоте и решил нарисовать картину. Вот сейчас мы с вами рассмотрим ее». Затем открываем картину, даем некоторое время рассмотреть ее детям и продолжаем: «Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом. А на столе в белой глубокой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод клубники. Посмотрите, какие они красивые. И у каждой оставлен зеленый хвостик. Художник любуется их формой, ярким цветом. Помните, как мы с вами любовались красотой ягод. Сочетание красного и зеленого с белым (тарелка) очень нарядно. А хотите, мы тоже будем художниками и нарисуем картину про землянику?» (Дети рисуют крупные красные ягодки с зелеными хвостиками).

Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрукты или грибы. Например: П. Кончаловский, «Розовые яблоки на круглом столе»; И. Репин, «Яблоки»; К. Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне». В предварительной работе также следует обогатить чувственный и социальный опыт детей: поучаствовать в сборе яблок осенью, составить с детьми натюрморт из яблок, разложив плоды просто на столе или положив их в красивую вазу; рассмотреть, какие они по форме, цвету; предложить детям выполнить аппликацию, нарисовать яблоки; поиграть в художественно-развивающие игры («Узнай по запаху фрукты», «Кто быстрей соберет», «Угадай на ощупь», «Что пропало?» и др. Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов, а социальный опыт включал знания о том, где растут яблоки, в какое время года созревают, как их собирают.

Так, перед показом картины К. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» педагог готовит детям для аппликации: красную тонкую бумагу, вырезанные из бумаги изображения яблок, клей, кисточки и салфетки. Кроме того, нужно подобрать разные по цвету настоящие яблоки, среди них и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине; несколько кусочков ткани. Структура занятия такова. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего педагог раздает материал для аппликации, причем тоже в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок.

Занятия изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ по знакомству с натюрмортом способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5) развиваются зрительная и двигательная память; совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности способствует активизации и обогащению социально-личностных ресурсов ребенка с ОВЗ, успешному приобретению социального опыта.

О. В. Белицкая, учитель индивидуального обучения ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Публикации по теме:

«Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении» В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании,.

Доклад «Развитие творческих способностей детей 5–7 лет на занятиях по изобразительной деятельности» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский:.

Формы и методы ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с натюрмортом как видом изобразительного искусства Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещам, - а потому является для всех.

Использование куклы-помощницы на занятиях с детьми младшей группы Презентация на тему «Кукла- помощница» - «Веселый ослик». Группа №1 «Дельфинчики». Воспитатель Кирюшкина Виктория Александровна 2016.

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы)Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми на занятиях по рисованию (из опыта работы) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "Детское изобразительное творчество-это отражение.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с натюрмортом» Цель: познакомить детей с натюрмортом, развивать активный интерес, эмоциональный отклик на художественное произведение, желание внимательно.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомимся с натюрмортом» Програмные задачи: • Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства.

Конспект занятия по синтезу искусств в средней группе «Знакомство с натюрмортом» Группа оформлена в виде галерее. Справой стороны висят картины: портреты и пейзажи. С левой стороны – натюрморты. На заранее подготовленном.

Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности" Мы должны отправить детей в школу с большим.

Педсовет для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста» Педагогический совет. Воспитатель: Купцова О. Н. Тема: «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста". Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 1 июня 2016 в 23:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД