Папки-передвижки

«Адаптация малыша к детскому саду». Советы педагога-психолога

Иванова Людмила Викторовна
«Адаптация малыша к детскому саду». Советы педагога-психолога

«Адаптация малыша к детскому саду». Советы педагога-психолога

Выполнила:

Педагог-психолог

ДОУ № 316

Иванова Л. В.

2019 г.

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть.

Публикация «„Адаптация малыша к детскому саду“, Советы педагога-психолога» размещена в разделах

Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника конечно же стоит ребенок. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка (упадет) Вот именно, упадет!

Следовательно нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 5 лет будем жить одной, я надеюсь дружной семьей.

Детский сад – новый период в жизни ребенка, это первый опыт коллективного общения.

Адаптация - приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.

Как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы: возраст; состояние здоровья; уровень развития навыков самообслуживания; умение общаться со взрослыми и сверстниками; сформированость предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Фазы адаптационного периода :

I. Острая фаза или период дезадаптации - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

II. Подострая фаза или адаптация - адекватное поведением ребенка, ребенок привыкает к новым условиям, поведение нормализуется (длится три - пять месяцев).

III. Фаза компенсации, адаптированности. дети ведут себя спокойнее, с удовольствием ходят в садик.

Различают три степени тяжести прохождения

острой фазы адаптационного периода :

-легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

- адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении.

- тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

Следует помнить, что после длительных перерывов, например

после летних каникул, ребенок проходит процесс адаптации заново.

Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку

в это время внимание, готовить его к посещению детского сада

заранее.

Причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога - из домашней атмосферы, где мама рядом, всегда придет на помощь, ребенок попадает в незнакомое пространство, встречает чужих людей.

Режим. Ребенку иногда сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

Психологическая неготовность - она связана с индивидуальными особенностями развития, когда ребенок не готов к временной разлуке с мамой, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми.

Отсутствие навыков самообслуживания – хорошо, когда ребенок, придя в детский сад, умел: частично одевать и снимать одежду (трусы, сандали на липучке, носки, колготки); уметь мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем; проситься на горшок (до 2 лет, уметь им пользоваться; самостоятельно есть, пить из чашки; активно взаимодействовал с взрослым и с другими детьми.

Избыток впечатлений - в период адаптации ребенок испытывает новые переживания, он может переутомляться, это приводит к тому, что ребенок нервничает, плачет, капризничает.

Неумение занять себя игрушкой - важно, чтоб ребенок к моменту поступления умел самостоятельно играть.

Наличие у ребенка своеобразных привычек. Если, таковы есть нужно предупредить воспитателей.

Адаптационный период может сопровождаться

негативными проявлениями:

- физиологические проявления: повышение температуры; временная остановка роста; увеличение простудных заболеваний, нервозность, ухудшение сна.

- поведенческие проявления: упрямство; грубость; своеобразные негативные проявления в поведении – это попытки обратить на себя внимание.

Ошибки родителей, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Нельзя наказывать, сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании. Напомните ребенку, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Не отзывайтесь плохо о воспитателях и саде при ребенке. Он будет думать, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Признаки успешной адаптации :

1. Хороший аппетит.

2. Спокойный сон.

3. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне.

4. Легко просыпается по утрам.

5. Охотное общение с другими детьми.

6. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя.

7. Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает;

8. Нормальное эмоциональное состояние.

9. Есть желание идти в детский сад.

Средства быстрой адаптации ребенка

к условиям детского сада :

1. Сформированные навыки самообслуживания.

2. Умение самостоятельно играть.

3. Сформированный навык общения с детьми и взрослыми.

4. Культурно – гигиенические навыки.

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки.

Важно, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости. Чем лучше эти навыки развиты, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт ребенок испытывает вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Признаки дезадаптации к детскому саду :

• Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок.

• Нарушение аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе.

• Появление вялости, капризности.

• Появление агрессивности, часто меняется настроение.

• Ребенок стал чаще болеть.

Причины тяжелой адаптации :

- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

-Наличие у ребенка своеобразных привычек.

-Неумение занять себя игрушкой.

-Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков.

-Слишком сильная зависимость ребенка от мамы.

-Чрезмерная тревожность родителей.

-Отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

-Болезненность малыша.

-Патология психического развития.

Полезные советы :

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад».

Убедитесь, что детский сад необходим для вашей семьи. Необходимо заранее узнать все моменты в режиме дня детского сада и придерживаться их дома

Приучайте детей, есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши. Учите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки. Так ребенок будет чувствовать себя более уверенным.

Отправляйте ребенка в детский сад, при условии, если ребенок здоров. Готовьте малыша к общению с другими детьми, посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Учите общаться с окружающими (как спросить что-либо, познакомиться, попросить)

Готовьте ребенка к временной разлуке с родными, внушайте, что в детском саду весело, интересно.

Настраивайте малыша как можно положительней к поступлению в детский сад.

Готовьте ребенка к временной разлуке с вами и дайте понять, что это необходимо, потому что он стал большой.

Не показывайте свою тревогу, не нервничайте, ведь тети эмоционально чувствуют все.

Говорите, что вы по прежнему любите его, он для вас дорог, что вы им очень гордитесь.

Как можно раньше познакомьте ребенка с детьми группы и воспитателями.

Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».

Внушайте ребенку, что очень хорошо, что он дорос до этого важного периода и стал таким большим и с гордостью рассказывайте об этом своим знакомым.

Рассказывайте ребенку, что в ДОУ он приобретет новых друзей.

Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад». Обыграйте пару типичных ситуаций, подскажите несколько вариантов реагирования, которые могут возникнуть в детском саду.

Способы уменьшения стресса ребенка,

во время посещения ДОУ.

Соблюдать режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.

Ребенку важно знать, что вы, обязательно вернетесь за ним ним.

Каждый день уделяйте время для беседы с ребенком, о детском саде, зачем он нужен и почему он туда ходит (там интересно, найдутся новые друзья, дети играют, а маме надо заняться делами семьи).

В первые дни, оставлять малыша в ДОУ на 2 часа. Время пребывания увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, можно оставлять на целый день, учитывая желание малыша.

Говорите малышу, он стал достаточно большим для того, чтоб находиться дома с мамой: детям очень нравиться чувствовать себя взрослыми.

Сократите время пребывания у телевизора, малыш во время посещения ДОУ испытывает эмоциональные перегрузки.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка, как прошел его день. Акцентировать внимание только на положительных моментах, формируйте позитивное отношение к ДОУ.

Укладывайте ребенка спать пораньше, будьте с ним подольше перед сном, поговорить о садике. С вечера обговорите, какие игрушки он возьмет с собой, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни так же придерживаться режима дня, принятого в ДОУ.

Если ребенок категорически отказывается идти в детский сад, дайте ребенку пару дней отдыха. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Первое время отводить ребенка в ДОУ лучше папе, представители сильного пола терпимей относятся к детским истерикам.

Успешной адаптацией считается, если ребенок : спокойно расстается с родителями ; спокойно общается со взрослыми (воспитателями) и сверстниками в течение дня; если нормализовался аппетит и режим сна в садике и дома ; малыш знает как зовут воспитателя, детей; выполняет то, что выполняется в группе; ребенку интересно, узнает что-то новое.

Полное привыкание к ДОУ происходит не ранее, чем через 2 – 3 месяца. Постепенность – главный залог успешной адаптации. Посещение детского сада начинается с режима неполного дня 1 неделя - 2часа, затем (2-3 недели) – с завтрака до обеда, 3 неделя с завтрака до сна (включая обед). Затем, от степени привыкания, продолжительность увеличивается – с утра до ужина и далее – на весь день.

Как надо вести себя родителям с ребенком,

когда он начал впервые посещать детский сад?

1. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не наказывайте, не пугайте детей детским садом и «злыми» воспитателями.

3. Обговорите режим посещения детского сада в период адаптации. Не оставляйте малыша на целый день, как можно раньше забирайте домой.

4. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой). Прощание в детском саду должно быть быстрым.

5. Обязательно поцелуйте и обнимите малыша. Скажите, что любите и придете за ним.

6. Не обманывайте ребенка, забирайте в то время, когда пообещали.

7. Старайтесь не делать перерывов в посещении детского сада, за исключением – болезнь ребенка.

8. В семье создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка.

9. Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу.

10. Щадите ослабленную детскую нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Сократите просмотр телевизионных передач. Она возбуждает детскую нервную систему.

11. Будьте терпимы к капризам. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

12. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте, целуйте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

13. Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.

14. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Адаптация малыша к детскому саду». Советы педагога-психолога
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 13:06
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД