Кошель Наталья Александровна
Адаптация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ»
15.10.2015г
Период адаптации в детском саду – один из наиболее сложных, и каждый ребенок проходит этот этап по-разному. Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к саду сложнее : медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей.
Публикация «Адаптация ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ребенок с особенностями рaзвития — прежде всего Ребенок. Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школа гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Инклюзия строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода с учётом выявленных особенностей ребёнка;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для всех участников образовательного процесса;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
• принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Воспитывать и обучать ребёнка ОВЗ нужно с самых ранних лет. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания. На первом собрании воспитатель знакомит родителей с устройством образовательно-воспитательного процесса, четко расписывает режим дня, делая акцент на необходимости следования ему еще до того, как ребенок впервые придет в группу («тренировка» дома: приемы пищи и сон в то же время, как это будет в группе). Воспитатель консультирует родителей индивидуально – в ходе адаптации советы педагога не должны игнорироваться родителями, каждый день нужно спрашивать, как провел день малыш, какие были (если были) сложности, над чем можно поработать дома и т. д. Если позиция родителей грамотная и четкая, то процесс адаптации может быть безболезненным, быстрым.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.