Получи документы

Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО

Альбина Тукашева
Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО

Федеральный государственный образовательный стан-дарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично-сти дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Публикация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО» размещена в разделах

Почему нужно детям давать эти основы финансовой грамотности?

25 сентября 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».

Этот документ предусматривает создание целой системы обучения финансовой грамотности начиная с детского садика и заканчивая высшими учебными заведениями.

В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Основная цель включения финансовой грамотности в образовательный процесс ДОУ-содействие формированию первичных социальных компетенций дошколь-ников в сфере личных и семейных финансов (т. е. помочь дошкольникам адапти-роваться в мире финансов).

В методических рекомендациях Министерства образования дан перечень базовых- экономических понятий. На слайде вы видите эти понятия. Вы можете видеть,что нет сложных определений,даны самые обычные слова,которые могут определить и внести в мир финансов ребенка,нет сложных понятий –кредит, ипотека и т. п.

Задачи воспитателей:

• учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при отборе содержания системы знаний и умений в вопросах финансовой грамотности;

• проектировать образовательный процессов соответствии с требования ФГОС ДО;

• адаптировать учебно-методические материалы к образовательному процессу;

• включать родителей в образовательный процесс дошкольников;

• транслировать имеющийся опыт в педагогическом обществе.

Финансовую грамотность следует включать в воспитательно-образовательный процесс в следующие образовательные области :

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Формы работы:

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, спортивные и другие.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ:

Проведение ситуативной игры «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.

Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике ( простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше, рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и др.).

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение - является основной формой воспри-ятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд - основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, всё по плану, жадность и пр.

Пример обсуждения пословиц и поговорок о труде:

«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:

1. «Думай с вечера, что делать поутру»

2. «За все дела браться – ничего не сделать»

3. «Делали наспех и сделали на смех»

Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».

Средства организации изучения основ финансовой грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей :

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);

- игровой (игры, игрушки);

- трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактив-ный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответст-вующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Ожидаемые результаты – дети должны понять, что…

• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

• Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

• Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

• Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

• Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Прикреплённые файлы:

tukasheva-a_mujlb.pptx | 4125,65 Кб
 
Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию основ финансовой грамотности «Стоимость и цена» Конспект игровой образовательной ситуации развивающей совместной образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 15:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД