Получи документы

Арт-терапия с детьми ОВЗ

Карякина Ирина Сергеевна
Арт-терапия с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия с детьми ОВЗ

Пояснительная записка:

Зачастую обычный ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств,что уж ту говорить о ребенке с ОВЗ (ЗПР, РАС, ТНР). Ребенок с ОВЗ не может формировать и передавать свои эмоции, как у ребенка нормы : переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. У ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.

Публикация «Арт-терапия с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в социум».

В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.

Одним из методов введения ребенка в социум является арт-терапия.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Метод арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

Арт-терапия дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и

повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе.

Задачи которые решает арт-терапия в работе с детьми :

Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

Компенсирует недостающие возможности.

Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.

Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.

Форма работы с ребенком с ОВЗ - индивидуальная.

Периодичность занятий по арт-терпаии составляет около 2-х занятий в неделю, с продолжительностью до 15 минут младший возраст, и дошкольный возраст до 30 минут.

Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на занятие. Важно находиться рядом и наблюдать и направлять его. Бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии? Это проблемы:

Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

Снижение уровня стресса при адаптации

Преодоление тревожных расстройств.

Преодоление возрастных кризисов.

Повышение навыков коммуникации.

Преодоление фобий.

В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как ребенок проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Выделяются основные этапы в работе арт-терапии :

Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.

Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.

Завершающий этап- «продукт» творчества ребёнка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».

В своей арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ я применяю нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование. (Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с вниманием, мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Например, Мария Монтессори заметила, что, если у малыша проблемы с речью, скорее всего, виновата именно мелкая моторика: в нашем мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Когда начинаешь заниматься и развивать эту сферу, речь нормализуется, так как активность одной зоны в мозге заставляет работать центры, расположенные рядом.)

У  этого вида творчества есть много важных преимуществ:

сенсорное развитие;

изучение цветов и оттенков;

активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;

укрепление мышц рук;

терапевтический эффект (через рисование пальцами можно выразить свои чувства);

стимуляция воображения и творческих способностей;

много положительных эмоций.

Пальчиковое рисование имеет несколько видов рисования:

метод «тычка» подушечками пальцев;

отпечаток ладошкой;

отпечаток ребром ладони;

прокрутка кулачком;

отпечаток средней фаланги пальцев.

В работе могут использоваться краски специально созданные для рисования пальчиками (они гиппоаллергены, или же гуашевые краски.

Так же в арт-терапии есть техника рисования «Мандала», Цветотерапия (от 3-х лет, МАК-терапия (применения метафорических карт (от 5 лет, техника «Фототерапия» (от 3-х лет, техника «Мобильный репортаж» (от 12-18 лет)

Сегодня на семинаре -практикуме я хочу вам предложить создать новогоднюю композицию с помощью наших пальчиков. Перед вами лежат заготовки открыток,

так как наступающий Новый Год у нас год Кролика, то сегодня мы с вами воплотимся в настоящих художников, и раскрасим этих милых друзей своими пальчиками.

Мастер-класс «Снежный кролик»

Цели:  

Учить рисовать с помощью отпечатков пальцев;

 Развивать эстетическое и образное восприятие;

 Воспитывать любовь и уважение к животным, к природе, традиционным праздникам.

Материал: презентация, музыка, заготовки открыток бумаги,гуашь белого цвета, влажные салфетки, гуашь чёрного цвета и ватные палочки, гелиевые ручки: серебристого и золотистых цветов.

Ход:

Педагог - психолог предлагает отгадать загадку:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(зайчик, кролик)

Уважаемые коллеги, скоро наступит самый сказочный и семейный праздник, правильно - Новый Год! 2023 год, год «Чёрного водяного кролика». А вы знали, что  кролики социальные животные, то есть в дикой природе живут группами. Это отличает их от зайцев, которые больше склоняются к одиночеству. Длина кроличьих ушей может превышать 10 сантиметров, а мировой рекорд составляет без малого 80 сантиметров.  Кроличьи глаза устроены очень необычно — эти создания могут видеть, что творится позади них, даже не поворачивая головы.

По мнению астрологов, характеристики года повторяют норов животного. Кролик (или Кот) – существо мягкое, ласковое и нежное. Оно не способно нанести серьёзного вреда. Год Кролика сулит добро, романтику, общение, семейное счастье. Считается, что в этот год семейные конфликты и размолвки с дорогими людьми обойдут стороной. А вот дом, напротив, станет полной чашей.  

Перед вами лежат заготовки,уже с нарисованным контуром кролика, вам необходимо только сделать его пушистым с помощью наших пальчиков.

Но для начала, уважаемые коллеги,нам нужно размять свои пальчики прежде чем приступить к работе.

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво рисовать, нужно с пальцами играть:

Вот большой, вот средний палец. Безымянный и последний.

Наш мизинчик малышок!

А какой мы пальчик забыли? Верно! Указательный!

Этапы выполнения работы:

 1. Кончиком пальца раскрасить ушки, тело, хвостик, лапки.

2. Чёрным фломастером дорисовать глазки, носик и усики.

3. Внутри открытки написать пожелания себе на новый год.

Какие прекрасные работы у вас получились коллеги! Надеюсь новый символ года принесёт вам только счастье в новом году! С наступающим Новым Годом, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия с детьми ОВЗ
Опубликовано: 13 января 2023 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Карякина Ирина Сергеевна (УИ 1650086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД