Гоар Тамазян
Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами
«Волшебные капельки»
Аннотация
Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру- технология относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.
Публикация «Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами, Конспект занятия „Волшебные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. Эбру–терапия также позволяет работать над страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжениеи привести к гармонизации эмоциональной сферы ребенка, повысить способность к социальной адаптации. Данная технология способствует коррекции неврозов и неврозоподобных состояний.
Пояснительная записка
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, настроить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.
Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности.
Задачи:
познакомить с нетрадиционной техникой рисования- «Эбру»;
развивать творческие способности и воображение через продуктивную деятельность;
развивать зрительно-моторную координацию;
развивать зрительно-пространственную ориентацию.
Материалы и оборудование:
Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходит детям с аллергией, набор кистей из натурального волоса, длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка, гребень, специальный загуститель для воды.
В отсутствие красок Эбру,можно использовать заместитель красок и загуститель. Краски заменить гуашью разбавленой водой, а загуститель - клейстером с добавлением клея ПВА.
Использовались на занятии: лоток с клейстером (в клейстер добавлен клей ПВА, краски «эбру» заменены гуашью, кисти, длинная шпажка, стаканчик с водой, салфетки, бумага.
Ход занятия
1 этап. Организационный
Приветствие.
Сядем рядышком, друг с другом.
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро!
2 этап. Мотивационный
Психолог:
, а ты любишь рисовать? На чем ты обычно рисуешь? Чем ты любишь рисовать? А ты когда-нибудь пробовали рисовать на воде? А можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? Ребенок пробует рисовать на воде (краска растворяется в воде).
- А мне один знакомый волшебник подарил волшебные краски (показать).Ими можно рисовать на волшебной воде и рассказал интересную сказку про цветные капельки!
«Жили-были капельки, и решили они упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета и появились роскошные красные узоры, упала капелька жёлтого цвета- вспыхнули жёлтые цветы- узоры, упала капелька синего цвета- образовались синие цветы- узоры, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов-узоров стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!».
3 этап. Практический.
Посмотри,какие необычные предметы лежат у меня на столе (краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, бумага,деревянные палочки салфетки и стаканчик с водой, с помощью этих вещей можно рисовать волшебные рисунки.
- С помощью волшебных красок можно создавать любые узоры.
- Полина, а ты бы хотела стать маленькой волшебницей и рисовать волшебные рисунки на воде?
- Тогда давай закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернусь, в маленькую волшебницу превращусь!»
- Вот ты превратились в волшебницу.
- Давай наденем фартук, чтобы одежда осталась чистой.
- У меня в лотке не простая вода, в нее добавлен специальный загуститель- крахмал и немного клея.
- Потрогай пальчиком и сравни, отличается наша волшебная вода от обычной воды? (липкая)
- Опускаем кисточку в краску.
-Есть одно правило в этом рисовании: нужно всегда с помощью воды
промывать наши инструменты от краски и вытирать салфетками. Ну, что
готова рисовать волшебные узоры? Но сначала выполним упражнение «Цветы» (физкультминутка).
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
-Во время рисования я тебе буду помогать, работу выполняй аккуратно. У тебя обязательно получатся красивые рисунки.
Ребёнок начинает рисовать включается релаксационная музыка.
- Сначала делаем фон, разбрызгивая краску.
- Разбрызгиваем краску по воде- стучим кисточкой об палец. Затем
промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой.
Цвета могут быть такие, какие тебе нравятся.
-Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать. Поработали одной краской,нужно вытереть палочку салфеткой, чтобы не смешивать краски и работаем дальше с краской другого цвета.
- Ты можешь делать завитки, разные линии, всё то, что подскажет фантазия.
Работать надо на поверхности клейстера, не прокалывая клейстер. Краски добавляем в любой последовательности.
Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги.
-Для этого аккуратно опускаем лист в латок разглаживаем сверху осторожно, чтобы не было пузырьков произносим вслух волшебные слова:
«Лети, лети, лепесток.
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты рисунка —
Быть, по-моему, вели!»
-Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.
-Смотри, что у нас получилось?
- У нас получился необычный, неповторимый узор.
- Куда делся рисунок с воды?
- Разве это не чудо! Он остался на листе бумаги.
4 этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
-Что понравилось больше всего?
-Вот мы и стали немного волшебниками, научились рисовать чудо.
-Рисунки высохнут и ты их можешь забрать, можно подарить сестрёнке с братиком, маме или оставить себе.
Спасибо тебе за работу. Ты сегодня была волшебницей.
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 99 с.