Получи документы

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем

наташа бисярина
Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем

МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

Доклад-отчет

«Арт-терапия в работе педагога-психолога : профилактика эмоциональных и психологических проблем»

Подготовила

педагог-психолог

Бисярина Наталья Владимировна

Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем» размещена в разделах

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии ипсихологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительнымтворчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Термин «арт-терапия» ( буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда иК. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер, и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.

Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести : изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств, музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы, артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика, песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т. е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психогом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что у вас «в одном месте заиграло детство», что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

Упражнений и техник арт-терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. При этом не имеет абсолютно никакого значения рисуете вы или лепите, танцуете или фотографируете, пишите стихи или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким как и вы на данный момент времени. Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Описание метода

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зренияпсихоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Метод арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.

Задачи арт-терапии

Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии :

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

3. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с клиентом.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Значение арт-терапии

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

Арттерапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Арттерапия – как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

В диагностике, кроме стандартизированных методик, использую цветовой тест Люшера, тесты и методики, где студенты работают с основными цветами. После чего мы обсуждаем результаты, студенты стараются понять над чем им в первую очередь необходимо задуматься, что проработать.

Для консультирования, профилактической, коррекционно-развивающей и восстанавливающей работы в своем арсенале имею две метафорические трансформационные игры «Мир ценнностей», «Звезда жизни», психологическую игру «Тайны личности». Эти игры очень нравятся нашим воспитанникам в первую очередь, потому что это игры, а также в процессе игры они узнают много нового и интересного о себе и о своих товарищах. В процессе игры затрагиваются очень разносторонние вопросы, жизненные ситуации, ребята очень часто сами наблюдают эффект «инсайта» как в процессе игры, так и по окончании – при подведении итогов, рефлексии.

Очень информативной является работа с колодами метафорических ассоциативных карт, изображений. Их существует огромное количество, в моем арсенале имеются следующие колоды:

«На пути к личности» - студенты через восприятие изображений рассказывают о себе, говорят о своем актуальном эмоциональном состоянии, говорят о своих мечтах вслух, что очень важно.

«Дуэт» - очень актуальная колода для студентов, которым сложно описывать свое внутреннее актуальное состояние, свое отношение к тем или иным жизненным событиям, ребятам очень часто приходится возвращаться к своим проблемам из детства, прорабатывая, они избавляются от них, или меняют к ним свое отношение - более лояльное, нейтральное.

«Были-небыли» - колода построена на пословицах и поговорках. Ребятам очень нравится анализировать, как относится та или иная пословица к их запросу, проблеме, ситуации. Помогает анализировать свое истинное отношение к запросу.

«Петрогрифы» - прекрасная колода для диагностики и проработки детско-родительских отношений, понимания своего места и роли в жизни семьи. Помогает вспомнить о людях, которые их окружают и помогают своей поддержкой, и они могут к ним обратиться вновь, не обостряя свое состояние накручиванием, обидами, злостью и т. п.

«Колесо жизни» - колода для проработки и анализа сфер жизни человека. Какими сферами довольны, в каких сферах студенты склонны к самосаботажу. После тщательного разбора, ребята сами составляют план действий по исправлению ситуации.

«Древняя Греция» - колода для анализа архетипов личности, какие свойства личности усиливает или, наоборот, заостряет архетип. Как подружиться с ним, над чем задуматься? Эта колода для глубинного самоанализа жизненных ситуаций клиента.

«Мастер Сказок» - колода для проработки актуального состояния клиента, помощь в осознании своих слабых сторон, над которыми необходимо тщательно работать, чтобы процесс саморазвития был успешным. Помогает сориентироваться ребятам в выборе принятия того, или иного решения. Подскажет о возможных последствиях, если подсказки будут проигнорированы.

Также свою работу строю на использовании проективного рисунка – очень информативный метод как для самих ребят, так и для нас. Помогает разобраться с внутренними проблемами, страхами зажимами воспитанников.

Арттерапия, как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Арттерапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить.

Литература

Арт-терапия / ред. -сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.

Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М. : ТЦ Сфера, 2004.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2002.

Тарарина Е. В. Практикум по арт-терапии : шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. - Луганск: Элтон-2, - 160 стр.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка Игротерапия Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми,.

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Д. С. Шовгенова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Платочные куклы в работе педагога-психолога Я бы хотела поделиться своим опытом работы с использованием палаточных кукол. Дети, это очень тонкие и ранимые создания,при построении общения.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Рекомендации педагога-психолога «Профилактика стресса. Как выйти из состояния острого стресса?» Профилактика стресса. 1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно.

Результаты эмпирического исследования социально — психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ Теоретико-методологические основы исследования составляют -современные теоретические научные позиции общей и специальной психологии об объективных.

Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, или наоборот, чрезмерно застенчив. Как правило, такие состояния возникают.

Влияние социально-психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на субъективное самочувствие родителей Отечественные авторы изучали тревожность в разных ее проявлениях, исследуя матерей детей с ОВЗ. Это такие исследователи как М. Н. Гуслова,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем
Опубликовано: 16 марта 2019 в 13:09
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем» (включая файлы) размещена пользователем наташа бисярина (УИ 840532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД