МААМ-картинки

Мини-программа «Азбука пешехода» по правилам безопасного поведения на дороге для детей 5–7 лет

Галина Заяц
Мини-программа «Азбука пешехода» по правилам безопасного поведения на дороге для детей 5–7 лет

Актуальность:

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов – детей.

Публикация «Мини-программа „Азбука пешехода“ по правилам безопасного поведения на дороге для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно - транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания и сознательного не соблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами поведения на дороге. Только за 2009 год в Республике Коми произошло 171 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 183 ребенка получили телесные повреждения различной степени тяжести, а 5 детей погибло.

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у него нет и быть не может детского дорожного движения.

Существует огромное количество программ для детей, где решаются задачи воспитания правильного поведения на дороге, изучаются дорожные знаки, разметки на дорогах и т. п., но каждая из них разработана для конкретного города, микрорайона и детского сада. Дети крупных городов изучают светофор, знакомятся с наземными и подземными переходами, пользуются многочисленными видами пассажирского транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус, электричка). Со всем этим мы, конечно же, знакомим наших детей, но для нас самым важным является научить ребенка правильно вести себя на дороге. Пройдет совсем немного времени, и наш выпускник станет первоклассником, а это значит, ему придется ежедневно быть пешеходом на нерегулируемой дороге, передвигаться по дороге, которая не

имеет пешеходной дорожки. Именно это и послужило толчком на создание своей программы по безопасного поведения на дороге, которую мы назвали «Азбука пешехода».

Цель программы:

Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Основные задачи программы:

• создать условия для сознательного изучения детьми Правил безопасного поведения на дороге;

• повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;

• воспитывать в детях грамотных пешеходов;

• развивать творческие и мыслительные способности детей.

Реализация программы включает следующие основные принципы:

• устойчивость представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;

• комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательного учреждения детский сад и школа, родителей, общественности;

• последовательность (этажность) понимания с учетом возрастных особенностей детей;

• доступность изучаемого материала;

• систематичность проведения мероприятий, согласно совместному плану работы детский сад - ГИБДД;

• связь теории с практикой;

• научность.

В конце изучения данной программы:

Каждый ребенок должен овладеть знаниями и навыками

• Определять безопасный маршрут от дома до детского сада;

• Должен знать и называть специализированный и общественный транспорт;

• Различать и называть части дороги (проезжая часть, тротуар, перекресток)

• Различать одностороннее и двустороннее движение;

Различать знаки: запрещающие, разрешающие и информационно – указательные;

• Владеть правилами поведения в общественном транспорте;

• Распознавать типичные дорожные «ловушки» (игра рядом с проезжей частью, темное время суток, плохая видимость, погодные условия, бег за транспортом и т. п.)

• Знать назначение светоотражающих элементов

В начале учебного года проводится проверка знаний детей по ПДД. Опрос позволяет выявить состояние знаний и планировать работу по обучению.

В конце учебного года проводится диагностика уровня знаний детей по ПДД.

Реализация данной программы ведется через занятия, экскурсии, участие в конкурсах и викторинах.

Уровни освоения программы:

Низкий уровень: Знает, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; какой транспорт передвигается по дороге; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом. Имеет представление о назначении специализированного транспорта. Знаком с особенностями работы шофера. Называет некоторые знаки дорожного движения.

Средний уровень: Знает о правилах полведения на проезжей части, тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о различных видах транспорта, об особенностях его передвижения. Умеет себя вести в общественных видах транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении разделяется линией. Различат некоторые дорожные знаки в группах (разрешающих, запрещающих и информационно- указательных).Знает безопасный путь от детского сада до дома.

Высокий уровень: Знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; об особенностях движения транспорта на перекрестке; имеет представление о регулируемом перекрестке; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет название информационно- указательных, запрещающих, разрешающих знаков. Знает назначение поста ГИБДД на дороге; об особенностях работы сотрудников ГИБДД. Умеет использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях, применяя макеты.

(дополнительные материалы к программе приведены на слайдах 2-12).

Реализация программы:

Данная программа рассчитана на детей старшей дошкольной группы. Занятие по ознакомлению дошкольников с правилами поведения на дорогах, проводиться один раза в месяц и входят в общий цикл занятий по ОБЖ. Занятия проводятся во второй половине дня по длительности от 20 до 30 мин. Все занятия проводятся в доступной для ребенка форме. Например, в виде сюжетной игры с использованием игрушек (полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.) (см. слайд 13). Самое первое занятие посвящается обследованию территории прилегающей к детскому саду. Дети с помощью воспитателя по-новому воспринимают знакомую им дорогу, выявляют опасные места, находят дорожные знаки и определяют их необходимость и значимость. Часть занятий проводятся непосредственно у изучаемых объектов это – тротуар. Проезжая часть дороги, перекресток и т. п. На прогулках воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение (см. слайд 14). Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

После обследования территории прилегающей к детскому саду детям предлагается самостоятельно изобразить схему безопасного маршрута от дома до детского сада (см. слайд 15). Если возникают трудности можно предложить разработать такой маршрут совместно с родителями.

При изучении светофора используются учебные фильмы, наглядные пособия. Детям даются знания о значении красного и желтого сигналов как запрещающих движение и зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также практические занятия помогут научить детей наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (видеть машины, услышать предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д., с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Уже не первый год детский сад сотрудничает с представителями ГИБДД, которые один раз в месяц проводят занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, знакомят с работой работников этого ведомства Дети внимательно рассматривают форму, узнают об особенностях профессии, слушают рассказы их практики (см. слайд 16).

Большое значение при реализации программы имеет создание в группах игровых зон с макетами улиц, настольными играми, плакатами и наборами дорожных знаков (см. слайд 17).

Наша программа не ограничивается рамками запланированных занятий, тем более их количество весьма ограниченно. Чтобы закрепить пройденный материал и расширить, знания детей в программе учтены дополнительные занятия по теме безопасного поведения на дороге, для включения в основную программу детского сада. Эти занятия охватывают все основные разделы программы воспитания и обучения в детском саду (развитие речи, рисование, конструирование, математика и т. д.). Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Важное место по формированию навыков безопасного поведения на дороге отведено работе с родителями, потому что именно им необходимо закреплять на практике знания полученные детьми на занятиях. Только пример родителей поможет нам воспитать в детях пешеходов, соблюдающих правила поведения на дороге. Формы работы с родителями выбраны самые простые, традиционные, но на наш взгляд очень действенные: это и оформление стенда «Светофорик», проведение консультаций, составление схемы безопасного маршрута от дома до детского сада, «Школа для родителей» - «Растим пешехода». Организация мини- улицы на территории детского сада (см. слайд 18).

Составитель:

Заяц Галина Михайловна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №2» г. Емва, Республика Коми

(Презентация является графическим сопровождением мини-программы)

Прикреплённые файлы:

azbuka-peshehoda_hap9p.pptx | 5188,95 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование у дошкольников 5–7 лет безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники В сводках о дорожных происшествиях несчастные случаи с детьми дошкольного возраста не редкость. Вот почему воспитание у дошкольников навыков.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге СОДЕРЖАНИЕ Введение…3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на.

Конспект НОД по основам безопасного поведения дошкольников «Пешеход на дороге» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Пушкинского района Санкт–Петербурга. Конспект непосредственной.

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Азбука пешехода» в подготовительной группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Азбука пешехода». Цель: систематизировать знания детей о правилах.

Консультация для педагогов и родителей «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» К. Д. Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Ознакомление дошкольников старшего возраста с правилами безопасного поведения на дороге Цель: Создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста навыков культуры поведения на улицах и дорогах (как пешехода,.

Памятка воспитателю по ПДД «Воспитатель — первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге» Памятка воспитателю по ПДДВоспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге. Ребенка обучи – дашь миру человека. В.

Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба «В гостях у Светофора» Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба по интересам «В гостях у Светофора» С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-программа «Азбука пешехода» по правилам безопасного поведения на дороге для детей 5–7 лет
Опубликовано: 17 мая 2019 в 19:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД