Лучший педагог года

Консультация «Триединство: Детский сад — педагог — родитель ребёнка с ОВЗ»

Светлана Фролова
Консультация «Триединство: Детский сад — педагог — родитель ребёнка с ОВЗ»

«Триединство:

Детский сад-педагог-родитель ребёнка с ОВЗ»

Автор статьи:

Фролова Светлана Валерьевна

воспитатель старшей группы «Пчёлки»

МБДОУ №144 «Детский сад компенсирующего вида»

г. Кемерово

«Чтобы достичь успеха в научении чему-либо важны три элемента: ученик, учитель и метод»

Китайская мудрость

1 ноября 2020 г, г. Кемерово

В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка

Публикация «Консультация „Триединство: Детский сад — педагог — родитель ребёнка с ОВЗ“» размещена в разделах

Успех образовательного процесса во многом зависит от того образа педагога, который сформировался в сознании ребенка. Поэтому имидж и уровень компетенций самого педагога выступает одним из условий качественного образовательного процесса

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Согласно представленной идеи о триединстве, под методом понимается, ДОУ, как образовательная среда для реализации методов взаимодействия. Педагог как учитель, а применительно к нашей практике воспитатель, дефектолог, логопед. И родитель как фундаментальная движущая и мотивационная сила в развитии ребёнка, рассматриваемая в тесной связи с ним.

Триединство подразумевает сложный взаимосвязанный механизм в котором каждый элемент является неотъемлемой частью.

Рассмотрим каждый элемент подробнее, первый «Родитель». Как известно родитель представляет собой важного участника педагогического процесса, однако которому постоянно требуется повышение психолого-педагогической культуры родителей по широкому спектру детско-родительских отношений через лекции и семинары:

«Поощрение и наказание в дошкольном возрасте»

«Как стать хорошим родителем?»

«Ребенок и трудная семейная ситуация»

«Ранняя профилактика зависимостей у детей»

«Почему ребенок плохо говорит? Психологические аспекты развития речи»

«Семья как главный фактор развития ребенка в дошкольном возрасте»

«Причины нарушений в поведении ребенка в дошкольном возрасте»

«Как воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек»

«Если бабушка главная в доме…»

«Критические периоды развития ребенка в дошкольном возрасте»

«Развитие творчества и креативности в дошкольном возрасте»

«Ждем второго малыша» и другие.

Планируемая работа с родителями, реализуется в трёх этапах:

I этап. Ознакомление педагогического коллектива со всеми современными законодательными актами и понятиями «качества образовательной деятельности»: регулярное проведение семинаров и консультаций; групповой и индивидуальный разбор нормативных актов и методических пособий; совместное определение условий для внедрения в работу новых стратегий, повышающих качество воспитательно-образовательного процесса

II этап. Выработка единых критериев работы с семьей у всего педагогического коллектива на всех возрастных группах для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

III этап. Создание механизмов взаимодействия с родителями (законными представителями) и семьей ребенка в новых условиях

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

повышение педагогической культуры родителей

вовлечение родителей в деятельность ДОУ

совместная работа по обмену опытом

Второй элемент «Метод» – выражается в применении таких технологий, как:

технология разноуровневого обучения

технология адаптивного образования

технология дистанционного обучения

технология программированного обучения

технология ТРИЗ

личностно-ориентированная технология

здоровьесберегающие технологии

игровые технологии

технология коллективного взаимообучения

технология модульного обучения

технология концентрированного обучения

интерактивные технологии

технология поэтапного формирования умственных действий

технология проблемного обучения в ДОУ

технология «Портфолио дошкольника»

технология дистанционного обучения

здоровьесберегающие технологии

технология проблемного обучения в ДОУ

технология дистанционного обучения

Однако, применительно к сегодняшней сложившийся ситуации, наиболее актуальны три из них, а именно: технология дистанционного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения в ДОУ.

Технология дистанционного обучения – это организация всего процесса на самостоятельность работы вне ДОУ, поддержка связи дистанционно с семьями воспитанников. Актуально, так как ребенок с ОВЗ очень часто может отсутствовать в ДОУ, например, в связи с лечением, и именно дистанционное образование позволяет ему быть в теме интересов группы ДОУ.

При этом особенно важно в дошкольном возрасте придерживаться норм СанПин для ДОУ.

Виды дистанционного обучения в ДОУ:

o дистанционные занятия на зум

o дистанционные родительские собрания

o дистанционные мастер классы для родителей (страницы в инстаграмме отдельных групп и специалистов)

o дистанционное консультирование индивидуальное (ватсап, зум) и коллективное (инстаграмм, в том числе и заочное использованием офиц. сайта

o дистанционное анкетирование: выявление актуальных проблемных вопросов и контроль качества образовательного процесса, быстрый и оперативный опрос по проблемам требующего быстрого решения (например участие в ГТО – инстаграмм, вк)

o акции, флэшмобы (поздравить маму с Днём мам., челенджи (например Акция памятные даты День Победы – помним, гордимся, помощь животным)

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

o медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

o физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

o валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

o валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

o здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

o это совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

o смене вида деятельности;

o предупреждении утомляемости;

o снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

o активизации кровообращения;

o активизации мышления;

o повышении интереса детей к ходу занятия;

o создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

o улучшить работу внутренних органов;

o активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

o тренировать дыхательный аппарата;

o осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

o повысить защитные механизмы организма;

o восстановить душевное равновесие, успокоиться;

o развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

o осязательных ощущений;

o координации движений пальцев и рук;

o творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

o массаж;

o действия с предметами или материалами;

o пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

o снятия напряжения;

o предупреждения утомления;

o тренировки глазных мышц;

o укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

o проведение психофизической разрядки;

o развитие познавательных психических процессов;

o нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

o коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

o этюдов с использованием мимики и пантомимы;

o этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

o этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

o восполнение «двигательного дефицита»;

o развитие двигательной сферы детей;

o укрепление мышечного корсета;

o совершенствование познавательных процессов;

o формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

o проявить эмоции, переживания, фантазию;

o самовыразиться;

o снять психоэмоциональное напряжение;

o избавиться от страхов;

o стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

o улучшение самочувствия и настроения детей;

o профилактика простудных заболеваний;

o решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

o фитотерапию;

o цветотерапию;

o музыкотерапию;

o витаминотерапию;

o физиотерапию;

o гелиотерапию;

o песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

Технология проблемного обучения в ДОУ -суть в том, чтобы поставить проблему перед ребенком, а он ее решит через добывание знаний. Каждое исследование это решение, какой-то проблемы. Например, Например проблема – как помочь бездомным животным.

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

• Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

• Почему утка плавает, а курица нет?

• Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например:

Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Заключение

Триединство «Детский сад-педагог-родитель ребёнка с ОВЗ» представляет собой единый и неразрывный механизм.

Каждый элемент данного триединства самодостаточен и важен, без участия хотя бы одного из них невозможен эффективный образовательный процесс.

Несмотря на это, особо важным элементом является «Родитель» – как неотъемлемая часть ребёнка-ученика.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка»Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для родителей «О наказании ребёнка»Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

Консультация для родителей «Упрямство ребёнка»Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

Консультация «Как избавить ребёнка от страхов»Консультация «Как избавить ребёнка от страхов» Страх испытывают многие дети. Некоторые панически боятся собак, кто-то боится спать один в комнате, кто-то боится темноты. Почему же ребёнок.

Консультация «Путеводители в жизни ребёнка — воспитатель и родитель. Реальность или миф?» Путеводители в жизни ребёнка воспитатель +родитель. Реальность или миф? По-моему в нашей работе очень важно не только наладить контакт с.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителейРежим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Триединство: Детский сад — педагог — родитель ребёнка с ОВЗ»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 06:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД