Светлана Гончаренко
Экологический познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окошке растёт» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации:10 января – 28февраля 2018года.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.
Оборудование и материалы: горшки, почва, семена растений (овощных культур, лейки, совочки.
Актуальность:
Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Чудо-огород на окошке растёт“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Окружающий мир оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Многие взрослые не подозревают, что зелёное царство растений может вызывать огромный интерес у ребёнка. Взрослым нужно научить ребенка наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли оно уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь культурных растений зависит от того, насколько оно обеспечено теплом, светом и хорошей почвой. Только тогда, когда ребенок научится понимать состояние растения, он научится сочувствовать им и ухаживать за ними.
Ознакомление детей с ростом и развитием растений можно осуществлять практически круглогодично, даже зимой, выращивая в группе различные культуры из семян и луковиц. Таким образом, решаются задачи познавательно–исследовательского, социально-исследовательского, социально–личностного и эстетического развития ребёнка.
Цель проекта:
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений из семян.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о сезонных изменениях в природе;
- рассматривание иллюстраций и беседы о полезных продуктах для здоровья человека;
- рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о приусадебных участках, огородах;
- рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о сельскохозяйственном труде;
Участники проекта: дети, педагоги.
Продукты проекта: растения, выращенные из семян; альбом «Семена овощей»; фотографии; творческие работы детей.
Предполагаемые результаты:
Дети познакомятся с овощными растениями.
С помощью опытов дети получат знания о необходимых условиях для роста растений (свет, тепло, вода, почва).
С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
У детей сформируется уважительное отношение к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации изменений в развитии растений.
Создание альбома «Семена овощей».
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Этапы реализации проекта:
1. Этап подготовительный.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к разнообразию окружающему нас миру природы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать уважение к труду человека;
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли и делать выводы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать элементарные учебные умения: слушать других;
Образовательные:
- расширять знания детей об овощах, как о полезных продуктах, которые человек употребляет в пищу;
- способствовать развитию у детей конкретных представлений о продукции труда человека;
- способствовать накоплению знаний о последовательности посадки овощей в домашних условиях;
- расширять знания детей о разных видах овощей;
Мероприятия.
Беседы: «Где растут овощи»;
«Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семена»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей».
Чтение художественной литературы.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
Чтение стихов: Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на огороде», Б. Заходер «Помидор», Т. Волина «Удивительный огород», Э. Гордон «дети земли», Н. Томилина «Веселый огород», М. Дружинина «Фрукты и овощи», Н. Анишина «Овощной спор».
Знакомство с загадками об овощах.
Чтение рассказов: Н. Носов «Огурцы»
Рассматривание иллюстраций: «Овощи», «Огород», «В поле».
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики: «Капуста», «Созрели овощи на грядке», «Огород», «Овощи», «Корзина с овощами».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию», «Что где растет», «Что сначала, что потом», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний».
Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Лото».
Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин».
Полученные результаты: В результате проведенной работы у детей:
- сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях;
- появилось желание выращивать овощи на окне, они узнали, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать;
- начали формироваться экологические представления о растениях и условиях, необходимых для их роста и развития, стадиях развития растений;
- расширились знания об овощах, их разнообразии пользе для человека;
- расширились знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, за ними ухаживают.
2. Этап практический.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес к разнообразию окружающему нас миру природы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать уважение к труду человека;
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли и делать выводы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать элементарные учебные умения: слушать других, действовать по образцу;
Образовательные:
- расширять знания детей об овощах;
- способствовать развитию у детей конкретных представлений о продукции труда человека;
- способствовать накоплению знаний о последовательности посадки овощей в домашних условиях;
- расширять знания детей о разных видах овощей;
Мероприятия.
Организация ОД: «Семена», «Первые всходы», «Мир овощей», «Загадки с грядки».
Беседы: «Где растут овощи»;
«Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Для чего растениям нужны семена», «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями».
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений», «Рост и развитие растений», «Проращивание семян», «Посев семян».
Практическая деятельность:
Рассматривание и сравнение семян различных овощей.
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за ростками овощных культур.
Оформление альбома
«Семена овощей».
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики: «Капуста», «Созрели овощи на грядке», «Огород», «Овощи», «Корзина с овощами».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию», «Что где растет», «Что сначала, что потом», «Вершки и корешки», «Четвертый лишний».
Настольные игры: «Парные картинки», «Овощи», «Лото».
Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин».
Игра-инсценировка: «Однажды хозяйка с базара пришла».
Физкультминутки, пальчиковые гимнастики: «Капуста», «Созрели овощи на грядке», «Огород», «Овощи», «Корзина с овощами».
Чтение художественной литературы.
Знакомство с загадками, пословицами и поговорками об овощах.
Художественно-творческая деятельность детей.
Раскрашивание картинок.
Рисование «Мои любимые овощи».
Аппликация «Овощи».
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Полученные результаты. В результате опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях дети:
- закрепили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, за ними ухаживают;
- развили экологические представления о растениях и условиях, необходимых для их роста и развития, стадиях развития растений;
- стали уважительнее относиться к труду;
- познакомились с многообразием посевного материала;
- стали бережнее относиться к растительному миру.
В результате художественно-творческой деятельности дети научились передавать особенности окружающей действительности и развили свои творческие способности.
3. Этап заключительный.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, интерес к окружающему миру природы;
- воспитывать уважение к труду человека;
Развивающие:
- развивать познавательную активность и умение понятно выражать свои мысли и делать выводы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
Образовательные:
- закреплять знания детей об овощах, о последовательности посадки овощей в домашних условиях, представлений о продукции труда человека;
Мероприятия.
Выставка творческих работ «Наш огород»
Оформление альбома
«Семена овощей».
Фотовыставка «Чудо-огород на окошке растёт»
Итоговое занятие «Мы сажали огород»
Полученные результаты. В результате реализации проекта у детей:
- сформировалось бережное отношение к природе, растительному миру;
- обогатился словарный запас;
- сформировалось уважительное отношение к собственному труду, труду взрослых и сверстников;
- возникли положительные эмоции от полученных знаний и умений;
- сформировались представления о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени;
- развились познавательные и творческие способности;
- сформировалось умение устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития;
- сформировались представления о том, что в комнатных условиях можно создать условия для выращивания овощных культур на окне.