Киселева Наталья
Исследовательский проект «Посадили огород — посмотрите, что растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Как то на прогулке мы с ребятами наблюдали, как взрослые готовят огороды к посадке, сажают и сеют первые семена. И я увидела, с каким интересом ребята смотрят, как часто слышится: «Вот бы и нам так…», «Давайте и мы что-нибудь сделаем или посадим…»
А можно ли вырастить растения в домашних условиях? Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Этому и посвящено наше исследование.
Публикация «Исследовательский проект „Посадили огород — посмотрите, что растёт“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Гипотеза нашего исследования : если правильно ухаживать за растениями, то в домашних условиях можно вырастить рассаду на подоконнике.
Цель проекта :
Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Задачи:
• Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло).
• Развивать практические навыки посева семян.
• Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
Объект исследования – семена растений.
Предмет исследования – условия роста растений.
Методы и приемы исследования : практическая работа, наблюдение, беседа, работа с литературными источниками и интернет – ресурсами, анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут детям выращивать растения в дальнейшем самостоятельно.
Возраст детей 5-6 лет
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Вид проекта : краткосрочный (март - апрель 2017 г.).
Формы работы: исследование, наблюдение, уход.
Основная часть
Данный проект проходил в три этапа.
1-этап подготовительный
Вот я и предложила детям посадить свой маленький огородик и назвать его «Огород на окошке». Дети откликнулись с энтузиазмом. И работа у нас закипела. Мы попросили родителей приобрести для нашего огорода семена растений, горшочки для посадки, землю.
Скоро сказка сказывается, но в нашей группе и дело быстро делается. Вот уже на столе и горшочки, и семена, и садовый инвентарь.
С ребятами изготовили таблицы-указатели с названиями растений, атрибуты для нашего огорода. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах (Приложение№1). Во время проекта провели занятия : «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян».
Подобрали дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» (Приложение № 2).
Рассматривали иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнивали их по цвету, форме, размеру). Вместе с воспитателем вели дневник наблюдений за ростом растений. (Приложение №3).
Побеседовали о том, как выращивают овощи на огороде. А также совместно с родителями оформили выставку поделок из овощей.
2-этап исследовательский
Для начала мы с ребятами и воспитателем исследовали землю и узнали, что она имеет вес, чёрного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки. Исследовали семена и узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы круглые имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю.
Семена огурца мы замочили для прорастания и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю.
А где же мы расположим свой огород? Наталья Анатольевна сказала, что нужно светлое и тёплое место. Но так ли это? И мы решили с ребятами провести эксперимент.
Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками.
Мы взяли две баночки с проросшими ростками один поливали регулярно, второй не поливали совсем. Через несколько дней ростки во второй баночки погибли, а в первой баночке ростки росли и развивались. Значит: вода действительно нужна для роста растений.
Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками.
Первую баночку с проросшим луком мы поставили на солнечное место, а вторую баночку закрыли ведёрком. Через несколько дней мы открыли баночку и увидели, что перо у луковицы стало светлым и бледным, а в первой баночке перо было зелёным. Теперь мы точно знаем, что растению необходим свет.
Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками.
Взяли две баночки с растениями один мы поливали, рыхлили землю, выбирали солнечное место, другой не поливали, не рыхлили землю, поставили в темное место.
Прошло несколько дней, и мы увидели, что растения во второй баночке стало гибнуть и поэтому мы поставили его на солнышко и стали за ним ухаживать.
Теперь мы знаем, что для хорошего роста растения необходимы влага, тепло и солнечный свет. А вот и первые ростки.
3 этап – заключительный.
В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали в дневнике наблюдения все фазы роста растений :
• прорастание;
• всходы
• рост растений
В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:
• Растения требуют регулярного, хорошего полива.
• Растения любят солнышко.
• Растения можно вырастить в домашних условиях.
Заключение
В результате данного проекта мы узнали :
1. Мы научились сажать растения и ухаживать за ним, познакомились с условиями роста.
2. Познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
3. У нас развился познавательный интерес к объектам живой природы ближайшего окружения.
В процессе данного проекта мы приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Благодаря проделанной работе, мы с детьми можем ответить на вопрос: «А можно ли вырастить «Огород» в домашних условиях?». А когда на улице станет тепло, наша рассада подрастёт, мы её высадим на нашем участке.
Список использованных источников и литературы
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. : Просвещение, 2006
2. Благинина Е. «Приходите в огород», Москва «Детская литература»,1983
3. Носов Н. «Огородники», «Огурцы», Москва «Детская литература»,1983
4. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М. :Просвещение, 2001
5. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой и др. М. : Воспитание дошкольника, 2004
6. Родари Д. «Чипполино», Москва «Детская литература»,1981
7. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. : Просвещение, 2008
8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» М. : Просвещение, 1995
9. biologis.ru/usloviya-prorastaniya-semyan ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение № 1
Развивающие игры на развитие речи:
«Один — много»,
«Скажи ласково»,
«Узнай по описанию»,
«Измени словечко»,
«Скажи наоборот»,
«Объясни словечко»,
«Подскажи словечко»,
«Чудесный мешочек».
Игры:
«Культурные и дикорастущие»,
«Во саду ли, в огороде»,
«Найди отличия».
Чтение детям:
Д. Родари «Чипполино»,
Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
Потешки об овощах,
Е. Благинина «Приходите в огород»,
В. Волина «Наша грядка»,
Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,
Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»
Сказки «Репка», «Пых»
Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»
Русские народные сказки:
«Вершки и корешки».
Стихотворение-игра-считалка:
Г. Сапгир «Садовник».
Отгадывание загадок:
Об овощах.
Художественное творчество
Лепка:
«Наши овощи созрели. Редис»
Рисование:
«Что растёт в огороде?»
«Зарисовка этапов роста растений»
Аппликация:
«Плоды нашего труда»
Сюжетно-ролевые игры:
«Цветочный магазин»
Приложение №2
Дидактические игры:
«Что за овощ?»,
«Узнай по запаху»,
«Что лишнее?», «Лото», «Шнуровка»,
«Большой-маленький»,
«Разрезные картинки».
«Урожай»,
«Картошка».