Папки-передвижки

Безопасность на уроках физической культуры

Елена Паршева
Безопасность на уроках физической культуры

«Безопасность на уроках физической культуры»

Травматизм во время уроков физической культуры - чрезвычайно негативное явление, о котором много говорят, но, к сожалению, не всегда уделяют его предупреждению должного внимания.

Вместе с тем, травмы, пусть даже лёгкие, приводят к целому спектру негативных явлений. Травмированный школьник, помимо того, что пропустит несколько уроков физической культуры, будет очень долго помнить о полученных неприятных ощущениях, станет неосознанно опасаться выполнять многие, уже освоенные физические упражнения, да и новый материал будет усваивать с трудом. Давайте подумаем вместе, будут ли у такого школьника формироваться положительные мотивы к занятиям физической культурой и спортом? Скорее всего - нет! Вот какие последствия могут иметь даже, казалось бы, лёгкие травмы. Так что безопасность учащихся на уроках – широкое понятие, требующее самого пристального внимания учителей физической культуры.

Публикация «Безопасность на уроках физической культуры» размещена в разделах

Опыт показывает, что на уроках физической культуры бывают самые разнообразные травмы. Наиболее распространённые – повреждения, обусловленные падениями и столкновениями. По тяжести травмы распределяются таким образом:

- потёртости

-ушибы разной степени тяжести

-растяжения связок

- вывихи суставов

- разрывы мышц и связок

- переломы

- открытые раны.

Существуют ли типовые причины возникновения травм и типовые приёмы их успешного предотвращения? Да – существуют.

Практика показывает, что наибольшее количество травм возникает на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой и спортивными играми. Среди пострадавших на первом месте стоят дети среднего возраста, на втором месте – учащиеся начальной школы, на третьем – школьники старшего возраста. Мальчики травмируются примерно в два раза чаще, чем девочки.

Правильное выполнение методических и организационных указаний, своевременный врачебный контроль и соблюдение дисциплины, как правило, сводят число травм «на нет».

Что же обычно приводит к травмам разной степени тяжести? Это поможет нам попытаться уменьшить число травм на уроках.

Традиционно в качестве основных причин возникновения травм выделяют такие:

I. Недочёты и ошибки в методике проведения уроков.

Сюда относится недостаточное внимание к развитию физических качеств, таких, например, как быстрота, гибкость, ловкость и, как следствие этого, недостаточная способность школьников к выполнению резких движений: правильных соскоков со снарядов при гимнастических упражнениях. Например, если у школьника слабо развита сила мышц (особенно рук, то освоить лазание по канату невозможно. Если учитель всё же постарается научить такого школьника этому, то практически неизбежно будут случаться падения, возможно даже сопровождающиеся травмами ног и рук. После таких падений, если они ещё и возникали

неоднократно, на уроке физической культуры данного школьника, как говориться, «и калачом не заманишь».

II. Неполноценная разминка в вводной части урока.

Необходимо правильно подбирать подготовительные и специальные упражнения перед выполнением двигательной деятельности, запланированной в основной части урока.

На уроках физической культуры не редкость видеть такую картину. В начале урока школьники строятся в колонну по одному и начинают неспешный бег вокруг зала, а затем переходят к выполнению общеразвивающих гимнастических упражнений. И всё – разминка закончена. Это считается стандартным вариантом, но вряд ли он будет способствовать подготовке к занятиям на высокой перекладине или обучению кувыркам. Отсюда и нередко возникающие ушибы (на которые порой и внимание то не обращают, и растяжения мышц, и вывихи. И всё это происходит из-за неправильно подобранных упражнений в вводной части урока.

III. Нерациональное составление расписания уроков физической культуры.

Чаще всего к повышенному травматизму приводят перегрузки, когда в один день планируется проведение как уроков физической культуры, так и уроков и занятий на них, требующих от школьников значительного напряжения (математика, контрольные работы). Чреваты травматизмом и уроки физической культуры, поводимые сразу после завтрака или обеда, а также уроки, поставленные в расписание последними, когда организм школьников сильно утомлён предыдущей учебной работой. Для предотвращения травм на уроках физической культуры учителю обязательно необходимо также следить за тем, чтобы учащиеся преждевременно, без разрешения врача не приступали к занятиям после перенесённых заболеваний или травм. Одной из важнейших причин травм, кроме того, является и отсутствие медицинского контроля, особенно после, особенно после перенесённых заболеваний. Помимо этих наиболее очевидных причин, лежащих в основе возникновения травм, можно назвать ещё и такие.

IV. Нарушение соотношения нагрузки и самочувствия школьников. Если учащиеся утомлены после предшествующей кратковременной нагрузки (например, пришли в зал после контрольной работы по математике, либо их утомление обусловлено ухудшением самочувствия (например, в осенне-зимний период) нагрузки на уроках физической культуры необходимо снизить. Нельзя при таком состоянии учащихся давать им интенсивную нагрузку, проводить уроки соревновательным методом. Это приведёт к ещё большему утомлению школьников, а значит, и спровоцирует травмы.

При этом, необходимо подходить к выбору нагрузок сугубо индивидуально. Есть школьники, которым можно и нужно планировать интенсивные нагрузки. Но, к сожалению. Имеются и учащиеся, которым требуется щадящий режим занятий. Если у школьника фиксируется недостаточный уровень развития двигательных качеств, есть отклонения в состоянии здоровья, замечена повышенная утомляемость, форсировать нагрузки нельзя. Если не обратите внимания на данные обстоятельства, непременно ждите повышение числа травм на уроках.

Очень важно соблюдать оптимальную длительность перерывов между выполнением отдельных упражнений. Но довольно часто уставшие школьники выполняют интенсивную работу, не восстановившись после предыдущего выполнения заданий учителя. Например, нельзя выполнять лазанье по канату после интенсивного бега на выносливость или упражнения на повышенной опоре (гимнастическое бревно, гимнастическая стенка, после подтягивания на перекладине.

V. Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия при проведении уроков. К этим условиям относятся, например, слабая освещённость спортивного зала, плохая вентиляция, грязь и пыль в спортивном зале, плохое покрытие в спортивном зале, плохое качество спортивного инвентаря, гимнастических снарядов, одежды и обуви.

Учителю необходимо знать, что к выполнению упражнений можно допускать только учащихся освоивших правила поведения на занятиях физической культурой, прошедших медицинский осмотри не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении уроков в месте занятий обязательно должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой помощи при травмах.

VI. Нарушение дисциплины на уроках. Нарушения дисциплины на уроках возникают по многим причинам, но в первую очередь из-за отсутствия интереса школьников к урокам и отсутствия учёта предпочтений учащихся к тому или иному виду двигательной деятельности. Например, школьник, у которого слабо развита мышечная сила, как правило, избегает выполнения упражнений, требующих проявлений этого качества, Можно ли заменить силовые упражнения другими видами движений? В ряде случаев – нет. Что же делать? Ответ постой: не давать на первых порах высоких силовых нагрузок, увеличивать их как бы исподволь. При правильном подходе к обучению не очень сильный школьник и не заметит, что с удовольствием выполняет силовые упражнения.

VII. Нарушение правил техники безопасности. Чтобы предупредить травматизм на уроках, необходимо выполнять довольно простые, но обязательные правила:

• строго соблюдать порядок и дисциплину во время занятий;

• требовать неукоснительного выполнения всех распоряжений и команд учителя;

• добиваться понимания учащимися упражнения перед его выполнением;

• проверять техническую исправность и правильную установку спортивных снарядов и оборудования перед выполнением упражнений на них;

• обеспечить знание учащимися основ самоконтроля.

VIII. Учащиеся должны чё тко знать:

- при возникновении во время уроков физической культуры болей в суставах и мышцах, появлении потёртостей на ногах, а также при плохом самочувствии нужно сразу же прекратить занятие и сообщить об этом учителю физической культуры;

- при получении травмы надо немедленно сказать об этом учителю, проводящему занятие. О несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю, который информирует об этом администрацию учебного учреждения;

- с учащимся, допустившим невыполнение или нарушение инструкции по правилам поведения на уроке физической культуры, следует провести дополнительную, разъяснительную беседу;

- в течении учебного дня учащиеся должны соблюдать порядок проведения учебных уроков и правила личной гигиены;

- при обнаружении неисправности спортивных снарядов, появлении

в месте занятий посторонних запахов, задымления, возгорания нужно поставить об этом в известность учителя физической культуры.

Что же касается мер профилактики травм, то можно выделить такие специфические меры:

• постоянная воспитательная работа со школьниками;

• проведение уроков и соревнований лишь на хорошо подготовленных спортивных площадках;

• методически правильное построение занятий и их рациональная организация;

• систематическое повышение технической и физической подготовленности школьников;

• обязательное выполнение общей и специальной разминки, постоянный контроль за одеждой и обувью школьников, а также за соответствующим гигиеническим состоянием мест занятий.

Таким образом, основными мерами предупреждения травматизма на уроках физической культуры, являются:

- рациональное планирование и организация занятий;

- повышение требований к разносторонней физической подготовленности школьников;

- неуклонное соблюдение правил врачебного контроля и дисциплины со стороны занимающихся;

- рациональное составление расписания уроков и внеклассных занятий;

- тщательное составление рабочих планов, выбор методик обучения в соответствии с уровнем физической подготовленности и тренированности учащихся;

- соблюдение строгой последовательности в совершенствовании технических приёмов.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спортаДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. И ни для кого не секрет, что счастливый ребёнок это в первую.

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Интегрированный урок истории Древнего мира — физической культуры «Олимпийские игры в Древней Греции» Интегрированный урок истории Древнего мира - физической культуры. Тема: Олимпийские игры в Древней Греции Цели: 1. Познакомить учащихся.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами экологической культуры «Перелётные птицы» Цель занятия: формирование правильной осанки и координации движений; совершенствование навыков физического развития: равновесия, ходьбы,.

Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры» Особую группу методов коррекции отрицательных эмоций составляют средства физической культуры. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы.

Проект инструктора физической культуры «Подвижные игры-как средство укрепления здоровья» Проект инструктора физической культуры по тема : «Подвижные игры - как средство укрепления здоровья». Цель: повысить эффективность реализации.

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры» Инструктор по физической.

Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями воспитание здоровой личности-основное требование модернизации системы.

Физкультурно-оздоровительное пространство как условие формирования качественного уровня физической культуры Наше дошкольное образовательное учреждение находится в центре села. Охватить детей дошкольного возраста дошкольным образованием нет возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Безопасность на уроках физической культуры
Опубликовано: 20 марта 2017 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД