Педагогический проект «Волшебство бумаги»

Татьяна Аникина
Педагогический проект «Волшебство бумаги»

Педагогический проект "Волшебство бумаги "

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели и задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Планируемые результаты реализации проекта

5. Аннотация проекта

6. Проблема, на решение которой направлен проект

7. Этапы реализации проекта

8. План мероприятий

9. Ресурсное обеспечение проекта

10. Критерии оценивания проекта

11. Результаты проекта

12. Выводы

Эпиграф:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П Павлов

Тип проекта: художественно-эстетический;

Вид проекта: долгосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели;

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Методы реализации проекта:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное

слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов

действия (общий и индивидуальный).

Приемы:

отрывание, сминание, скатывание, скручивание, обрывание, вырезание, многократного сгибание в разных направлениях, складывание и приклеивание.

Введение

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу «Купить в магазине» - послышались советы детей.Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу, «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой.

Актуальность создания проекта:

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют думать ребёнка, способствует совершенствованию мозга.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений,но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.

Проблема в том, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых ощущений, снижение уровня когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти). Технологии современной жизни создают дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. В последние годы в дошкольном образовании в большей мере наблюдается тенденция насыщения дошкольников знаниями, а ручной труд и конструирование отнесены в блок совместной деятельности и порой носят эпизодический характер.

Занимаясь бумажной пластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта.

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей-приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности.

Цели и задачи,ожидаемые результаты и продукты:

Цель проекта- расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.

Обучающие задачи:

- Познакомить со свойствами и различными видами бумаги;

- Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях,

складывания и приклеивания;

- Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки;

- Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности.

Развивающие задачи:

- Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику рук в процессе работы с бумагой;

- Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.

- Развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

- Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев;

- Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

- Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества при выполнении коллективных работ.

Планируемые результаты реализации проекта:

• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

• познакомятся с основами знаний в области композиции,

формообразования;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

• научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;

• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;

научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

Аннотация проекта:

Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок

Квиллинг- считается корейским и известно, как бумагокручение.

Торцевание

В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемой поделки.

Рваная бумага

Чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага

Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу - корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек.

Сгибание бумаги- сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение

Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т. п.).Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков.

Обрывание.

От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывают кусочки бумаги на клей.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых ощущений, снижение уровня когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти). Технологии современной жизни создают дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

В последние годы в дошкольном образовании в большей мере наблюдается тенденция насыщения дошкольников знаниями, а ручной труд и конструирование отнесены в блок совместной деятельности и порой носят эпизодический характер.

Занимаясь бумажной пластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Этапы реализации проекта:

№ п/п Этапы Цель

1 Подготовительно-проектировочный Подготовительный:

1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.

2.Определение объекта изучения:

- учить наблюдать за бабочками, передавать и отображать свои впечатления в коллективной работе;

- изучение полярных понятий «Добро и зло»;

- расширение знаний о малой Родине;

-расширение знаний о подводном мире;

-расширение знаний об урожае;

- расширение знаний о времени года-лете

3.Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала (Познакомить детей с праздником: «День любви, семьи и верности». Обсуждение добрых поступков в семье.)

4. Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.

5. Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.

6. Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага».

7. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.

8. Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

9. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т. д., применяя системный подход.

10. Развитие творческого мышления и креативности воображения.

11. Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

12. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.

13. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Практический Организационный:

1. Формировать интерес к бумажной пластике.

2. Практически знакомить со свойствами бумаги.

3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с бумагой. (учить складывать гармошкой, разрезать по линиям; вырезать, скручивать, придавая объёмную форму

4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

Практический:

1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

2. Формировать относительную устойчивость замысла.

3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.

4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

7. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумажную пластику.

Обобщающе-результативный Итоговый:

1. Определить эффективность работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей дошкольников.

2. Осуществить анализ полученных результатов.

3. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.

4. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

5. Организовать творческие выставки детских работ.

6. Диагностировать творческие способности дошкольников.

Презентация проекта Обработка и оформление результатов проекта.

Реализация проектарассчитана на 11 недель: с «01» июня по «15» августа

План мероприятий:

Неделя Месяц Сроки

Июнь Июль Август

l Знакомство детей с бумагой, её свойствами и качествами.Познакомить детей с праздником: «День любви, семьи и верности» Расширение знаний детей об урожае. 01.06.19

08.06.19

06.08.19

ll «Россия-Родина моя» Коллективная работа

«Мой край родной» Коллективная работа

«Чудеса на грядках»

Коллективная работа 13.06.19

11.07.19

08.08.19

lll Знакомство с полярными понятиями «Добро и зло». Обсуждение добрых дел. Познакомить детей с подводным миром.

«До свиданья, лето»

Изготовление с каждым ребёнком цветов 25.06.19

23.07.19

22.08.19

lV «Букет доброты»

Коллективная работа «Подводное царство» Коллективная работа

Подведение итогов. 27.06.19

25.07.19

15.08.19

В проектеиспользовалась интеграция областей:

1. «Познание»

2. «Коммуникация»

3. «Чтение художественной литературы»

4. «Художественное творчество»

5. «Безопасность»

- Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения;

- Создание коллекции «Бумага»;

- Чтение произведений С. Маршака «Чистый лист», С. Михалкова «Бумага», русской народной сказки «Вершки и корешки»

- Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге, об овощах и фруктах;

- Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?

- Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги);

- Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество;

- Эксперименты с бумагой.

- Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация).

- «Книжкина больница» - ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге;

- Беседы по безопасности «Не шути с огнем»;

Игры с бумажными игрушками.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. maam.ru›detskijsad…yefektivnoe-sredstvo…detei.html

2. prodlenka.org›…obrazovanie…proekt-bumagoplastika…

3. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-tehnika-bumagoplastika.html

4. Васина Н. «Бумажные чудеса» Айрис пресс 2017г.

5. Гризик Т. И. «Умелые пальчики» Просвещение 2017г.

6. Дубровская Н. В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению

дошкольников с основами цветоведения» Изд. «Детство – пресс» 2013г.

7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 2017 г.

Издательство: Айрис-пресс. 2008.

9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская

программа «Цветные ладошки». 2015

10. Лыкова И. А «Конструирование в д/с «Цветной мир» М. 2016г.

11. Немешаева Е. «Разноцветные ладошки» Айрис-пресс М. 2013г.

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

-библиотека

-игротека

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации процесса бумажной пластики.

4.Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе

Результаты проекта:

Развивая творческие способности в процессе бумажной пластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит сформировать проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.

Всё это даёт толчок для индивидуального развития ребенка, формирует предпосылки учебной деятельности, способствует развитию коммуникативного общения.

Бумажная пластика, как вид деятельности, занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей.

Делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности; создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка; способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагой является эффективным средством развития творческих способностей детей.

Развивая творческие способности в процессе бумажной пластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Мой веселый звонкий мяч»Педагогический проект «Мой веселый звонкий мяч» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Тема проекта: «Мой веселый.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический проект «Волшебство бумаги»
Опубликовано: 26 января 2020 в 23:01
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 апреля. Международный день спорта на благо развития и мира

Спортивные состязания и занятия физической культурой играют важную роль в развитии человечества. Ведь спорт — это один из инструментов образования, развития и мира. Он способствует укреплению...

5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

Детский мастер-класс «Сочная морковка» из пластилина ко всемирному Дню моркови на МAAM
Над землёй зелёный хвост, Под землёю красный нос. Зайчик уплетает ловко. Как зовут её? . ( Морковка) Сегодня всемирный день моркови отмечается на сайте...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Травница»
Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян – защитницей здоровья и хорошего сна. В куклу помещали как один вид трав, так и сбор из...
Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию на тему: «Весна»
Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весна". В...