Папки-передвижки

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?

Хамдохова Арина
Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?

Мандала

Мандала - схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Публикация «Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?» размещена в разделах

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?

Слово “мандала” в переводе означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Мандалы стали настолько популярны, что во всем мире мандалы рисуют, плетут, строят и так далее.

А чем же полезны мандалы? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?

- Во-первых, конечно, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при их строительстве. Важно! Если у ребёнка не получается не вылезать за край, не настаивайте! Такие занятия ведут к неврозам, а не к развитию ребёнка. Лучше отложить раскрашивание и занять другим творчеством.

- Во-вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Не усаживайте живчиков 3-4 лет за раскрашивание мандал.

- В-третьих, безусловно тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.

Кстати, любая вязанная салфеточка – тоже своего рода мандала! И если у вас не лежит душа к строительству, выкладыванию или раскрашиваю мандал, просто свяжите красивую салфетку. А лет в 6-7 начните учить ребёнка вязать. Это не менее развивающее занятие! Хотя годится только для терпеливых…

Как научить ребёнка складывать красивые мандалы?

Назовём игру “Красивые тарелочки”

Возьмите круг из картона или картонную (пластиковую) тарелочку. Но не слишком маленькую, а то играть будет не интересно.

Возьмите несколько разных повторяющихся элементов. Пусть это будут одинаковые пуговицы, счетные палочки, или любую другую игру, где есть повторяющиеся элементы, из которых можно делать орнамент.

Положите в центр тарелочки некий центральный элемент. И задайте “ритм” – покажите, какие элементы должны окружать центр тарелочки, выложив 2-3 элемента. Хорошо, когда в центре лежит любой правильный многоугольник – от квадрата до восьмиугольника, можно звездочку. Тогда удобнее будет соблюдать ритм, будет ясно, сколько повторяющихся элементов должно быть.

Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Во-первых, орнамент, как вы, наверняка, заметили, может расти не только в стороны, но и вверху – мы накладываем одни элементы на другие.

Ребенку 5-6 лет можно дать сразу сектор готового орнамента, выложив сразу элементы всех уровней. А он пусть сам выкладывает всё остальное, сам решает, в каком порядке ему это делать.

А как научить красиво раскрашивать мандалы?

Думаю, вам стоит начать раскрашивать самостоятельно. На вашем примере ребёнок вдохновится.

Можно просто объяснить, что одинаковые элементы раскрашиваются одинаково. Некоторым детям такого объяснения вполне хватает.

Но можно просто дать ребёнку распечатанную мандалу и предложить раскрасить, как он хочет. Одновременно себе распечатать такую же и закрасить её уже с соблюдением правил орнамента. А потом повесить обе получившиеся работы на стенку.

Вершиной таких занятий будет самостоятельное рисование мандал, без образца. Но для того, чтобы захотеть рисовать мандалу (а это не просто, надо полюбить закрашивать уже готовые и тратить на это довольно много времени.

Что такое мандала-терапия?

Взрослые, это для вас.

На самом деле ответить на этот вопрос не так просто, хотя материалов на эту тему достаточное количество. Так что же это такое мандала-терапия? Арт-терапевтическая техника? Диагностический метод? Метод аналитической психологии Юнга? Медитативная техника? Духовная практика?

Приобретите собственный опыт работы в этой технике и составьте свое представление о ней.

Мандала в практической психологии – это спонтанный рисунок, образ, символ или художественная композиция, создаваемые в пространстве круга.

Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию при самовыражении, позволяя проявиться самому важному, глубинному.

Вместе с тем, круг – это символ целостности, создающий пространство для взаимодействия противоречий. В результате этого взаимодействия человеку и предоставляется возможность найти собственный центр равновесия и устойчивости.

Мандала на состояние, проблему, задачу, вопрос

Перед вами лист белой бумаги, обычный лист формата А4 или А3, на этом листе начерчен простым карандашом круг. Круг максимально возможного диаметра для данного формата листа. Рядом располагается палитра карандашей, пастелей или красок. Вы включаете спокойную музыку и, наблюдая за своим дыханием, постепенно, все более расслабляетесь, наполняясь теплом и спокойствием. Глаза могут быть как закрыты, так и открыты и вы можете созерцать чистое пространство круга, стараясь удерживать свой взгляд внутри очерченного пространства. Когда почувствуете, что достигли максимального расслабления, возможного для вас на данный момент, то направьте свое внутренне внимание на ту проблему, тему или жизненную задачу, которая наиболее для вас сейчас актуальна.

Прислушайтесь к своим ощущениям в теле, может быть, вам представятся некие абстрактные или конкретные образы, которые будут ассоциироваться с этой темой. Прислушайтесь к тем чувствам, ощущениям, которые вызывает у вас эта тема.

Затем плавно направьте свое внимание на палитру (карандаши, пастели, краски, которая лежит перед вами. Отметьте, какой цвет был первым, тот цвет, на котором остановился ваш взгляд в первую очередь. Доверьтесь этому. И не важно, приятен он для вас или нет, вписывается в логику вашей темы или нет – возьмите его. После чего перенесите свое внимание в чистое пространство круга. Не торопитесь, дайте поблуждать взгляду в этом пространстве, можете даже провести рукой или коснуться пальцем в разных местах круга. С какого места вы начнете? Дайте выбрать не вашей логике, а вашим ощущениям, вашей руке. Возможно, у вас будет уже готовый образ, но все равно, не торопитесь, дайте вести в этом процессе вашим чувствам и ощущениям.

Теперь начинайте создавать этим цветом те формы и образы, которые просятся к выражению, разрешите им быть, дайте им проявиться, разрешите вести руке и вашим внутренним импульсам. Когда почувствуете, что этого цвета-вкуса достаточно, переведите вновь взгляд на палитру и отметьте отклик от следующего цвета, который Вас выбрал. Поднесите его к кругу и почувствуйте где, сколько и как хочется заполнить этим цветом. Так нужно заполнить все пространство круга. Желательно, чтобы осталось как можно меньше, или совсем не осталось незакрашенных пустот.

Бывает, что поначалу не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент вы минуете перевал и начинает нравиться сам процесс – сосредоточьтесь на этом. САМОвыражение. Отставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться.

В некоторых случаях, возникает потребность выплеснуть накопившиеся эмоции – дайте им проявиться в процессе рисования с той страстностью, с тем темпом и цветом, который просится. Это может быть и один цвет, например черный, красный или серый. Дайте возможность выплеснуться этому цвету в полную силу, зарисовав им весь круг и, может быть не один. Для этого заготовьте несколько листов с чистыми мандалами. В какой-то момент вы возьмете чистый круг и почувствуете, что освободились от поверхностной эмоциональности и выберете другой цвет, а рука выведет форму вашего нового состояния.

Если же у вас не было такого эмоционального выплеска и вы создали оформленный образ вашей задачи или проблемы, то остановитесь, остановите музыку, положите получившуюся мандалу перед собой, и тут существует несколько вариантов работы, в зависимости от того, что вам ближе и где Вы находитесь в данный момент. Если вы в терапевтической, обучающей или арт-группе, то далее следует работа по программе этой группы. Если же вы занимаетесь самостоятельно, то самый распространенный способ – это продолжить работу в этом же ключе.

Настройтесь на свои внутренние ощущения, смотрите на готовую мандалу и выделите ведущее чувство, ощущение, может быть образ, мысль. Затем прислушайтесь, насколько комфортно вам в этом? Если вы испытываете гармоничные чувства спокойствия, силы, уверенности, сосредоточенности, приятный энергетический подъем, то можно считать, что терапевтический эффект мандала-терапии достигнут и осталось только закрепить его. В этом случае не всегда уместна, а иногда даже и вредна какая либо аналитическая работа. Бывает, что уже в процессе создания мандалы всплывает внутреннее решение проблемы или формулируется следующий шаг для решения поставленной задачи. Если это не всплывает спонтанно, то возьмите ручку и чистый лист бумаги:

Попробуйте посмотреть на свою мандалу свежим, как бы отстраненным взглядом и дать ей название не столько из темы, выбранной перед началом работы, сколько из того, что как вам кажется, нарисовано сейчас в этом круге. Можете попробовать изменить положение мандалы, вращая ее и прислушиваясь к своим ощущениям. Таким образом, найдите наиболее комфортное для вас расположение мандалы. Название должно быть кратким, желательно односложным. Запишите это название на приготовленном листе.

А теперь нужно определить действие. Что происходит на рисунке и какие образы участвуют в этом действии? Посмотрите взглядом пятилетнего ребенка. Какова бы была его фантазия? Здесь важно выделить не только основное действие, но и его смысл. Для чего совершается это действие? Каков основной мотив персонажей, участвующих в этом действии? Опишите персонажи и то, что с ними происходит на листе под темой.

На следующем шаге вы смотрите уже только на то, что написали. Тема, персонажи и то, что происходит как могут иллюстрировать ту проблему или задачу, которую вы заявили перед работой? Как это иллюстрирует вашу жизненную ситуацию? К какому осознанию это вас подталкивает? Что вы при этом чувствуете? Запишите те осознания, выводы, может быть решения, чувства, которые в вас всколыхнулись, поскольку иногда эти минуты интуитивного озарения быстро забываются как сюжеты сновидения.

Теперь снова вернитесь к своей мандале. Какие чувства и ощущения в вас вызывает сейчас ваш рисунок? Иногда, после аналитической работы меняется отношение к тому, что нарисовано, так же как и жизненная ситуация видится иначе, более целостно. В этом случае создание мандалы изначально сыграло свою роль как интегрирующего, объединяющего процесса, дающего место для разрешения конфликта.

Если же вы при взгляде на мандалу испытываете дискомфорт, обиду, раздражение, злость, то выделите какая именно часть, образ или символ мандалы в первую очередь притягивает ваш взгляд? Что бы вам хотелось изменить в рисунке? Можете ли вы сделать эти изменения прямо здесь, на этом рисунке? Если да, то сделайте это тем цветом или цветами, которые как вам кажется должны в этом участвовать. Создавайте импульсивно возникающие изменения в рисунке до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение от самого процесса и от того что создаете. Будьте внимательны к своим чувствам и ощущениям, которые вы испытываете в этот момент. Может быть, к вам придет некое новое осознание, мысль о чем-то важном, фраза, возглас. Будьте спонтанны, дайте возможность себе выразиться не только в рисунке, но и словами, восклицаниями, возникающими движениями тела. Раскройтесь максимально в этом процессе, утвердите приходящее новое. А затем запишите те мысли, действия, фразы, которые возникали в этом процессе. Что происходило на рисунке? Что бы это действие, совершаемое с помощью этих цветов, означало для вас в жизни? Что бы означали эти фразы, возгласы? Какие бы можно было составить из них предложения? Как можно было бы усилить и продолжить движения тела?

Бывает, что из за плотности цветов нет возможности трансформировать изначальную мандалу так как хотелось бы, тогда возьмите чистую манадалу и создайте измененный образ в ней. В этом случае желательно сохранить те образы из которых строился сюжет, только дав им возможность трансформироваться.

Серия мандал на трансформацию состояния

Если весь этот процесс работы с готовой мандалой покажется вам достаточно сложным вы можете просто зарисовать несколько мандал подряд, особенно если вы работаете красками и остановитесь на наиболее ресурсном и гармоничном состоянии. В этом случае, не торопитесь делать какие либо выводы, просто сохраните это состояние. Можете расположить итоговую, ресурсную мандалу на видном месте у себя в комнате или на рабочем месте. Через какое-то время вы сами почувствуете те изменения, которые начнут происходить в вас и вашей жизни и тот момент, когда возникнет потребность создания следующей серии мандал.

Раскрашивание готовых форм мандал

Целительные свойства создания завершенных образов в пространстве круга известны с древнейших времен. Причем целителен как сам процесс создания, так и созерцание, получившейся мандалы или расположение ее на видном месте, так, чтобы она как можно чаще попадалась на глаза.

В настоящее время достаточно доступны так называемые мандальные праформы или просто мандалы для раскрашивания. Такие мандалы для раскрашивания можно найти и в интернете и на прилавках книжных супермаркетов.

На что важно здесь обратить внимание?

Прежде всего выбор. Накопируйте для себя как минимум 15–20 таких мандал и из них выберите интуитивно ту, которая более всего откликается вам на данный момент. Выбор можно сделать как расположив к себе мандалы лицевой стороной и почувствовать отклик, рассматривая рисунок, так и достав спонтанно из стопки первый попавшийся лист. Приоритета нет ни в одном, ни в другом способе, просто доверьтесь тому как вам хочется выбрать именно в данный момент.

После этого интуитивный выбор цвета и места, с которого хотелось бы начинать раскрашивать мандалу и далее… Этот процесс идентичен созданию мандалы на состояние, проблему, задачу, вопрос. Только в раскрашивании рекомендуется чаще использовать карандаши, или тонкую пастель, чтобы вы как можно полнее прочувствовали формы, которые заполняете цветом.

Если в процессе раскрашивания поднимаются сильные чувства, эмоции, то дайте им ход через усиление цвета и повторное раскрашивание этой же мандалы. Итогом такой работы как правило является изменение состояния на более гармоничное, спокойное, целостное. Если такое состояние не достигается, то отложите эту мандалу, но через какое-то время (через день-два) все же вернитесь к ней и докрасьте или раскрасьте заново.

При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека в котором находится возможность для разрешения внутренних конфликтов и, как следствие, изменение состояния на более ресурсное. Поэтому важно еще несколько дней взаимодействовать с созданной мандалой, расположив ее на видном месте или выделяя несколько уединенных минут в день для ее созерцания.

Пусть Ваше восприятие будет как можно более свободным и открытым для творчества в этом индивидуальном для каждого пути самопознания.

Добро пожаловать в мир Мандал!

Публикации по теме:

Что такое воспитание трудного ребёнка? Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы.

Что такое генеалогия и кому она нужна…Что такое генеалогия и кому она нужна… ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕАЛОГИЯ И КОМУ ОНА НУЖ А. Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных.

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и для чего она нужна» Что такое мелкая моторика и для чего она нужна Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях.

Консультация «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению 1. Ребенок должен владеть правильным, четким.

Что же такое мандала? Мандалотерапия Что же такое мандала? Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный.

Информация для родителей «Что такое Центр игровой поддержки ребёнка и чем там занимаемся»Информация для родителей «Что такое Центр игровой поддержки ребёнка и чем там занимаемся» Наш детский сад ежегодно открывает свои двери для малышей раннего возраста Центр игровой поддержки ребенка "Гномики". Два раза в неделю.

Как помогает лепка в развитии ребенка 8 полезностей лепки В Арт-терапии дети отлично раскрываются через работу с глиной, мягким пластилином, тестом. В чем же польза 1. Разминая,.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое книга и где она живет» Цели: • Донести информацию о значении и важности книг в нашей жизни. • Познакомить с книгой, ее строением, оформлением. • Объяснить, как.

Консультация для родителей «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Уважаемые родители! Что же такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 15:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД