Татьяна Бичикова
Круглый стол для воспитателей «Чтобы весело играть, на уровень детей надо встать»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы весело играть, на уровень детей надо встать»
(Круглый стол для воспитателей)
Старший воспитатель Бичикова Т. А.
Цель: повышение компетенции педагогов по проблеме активации игровой деятельности дошкольников.
Вводная часть
– Уважаемые коллеги! Добрый день! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Организация игровой деятельности». Развешаны высказывания ученых, педагогов.
Публикация «Круглый стол для воспитателей „Чтобы весело играть, на уровень детей надо встать“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
«Игра — окно в мир взрослой жизни» (Ж. Фабру).
«Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).
«Игра — свободная самостоятельная деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» (Концепция дошкольного воспитания).
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А. С. Спиваковский).
Ст. вос-ль. Сегодня мы поговорим о различных подходах к организации игры у дошкольников с учётом ФГОС. Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с различными высказываниями выдающихся людей, в которых отражена роль игры в развитии дошкольника».
Зачитатайте цитаты и прокомментируйте их, опираясь на свой практический опыт и наблюдения за играми детей.
Ход:
Игра имеет исключительное значение в педагогическом процессе, воспитатель должен знать сущность современных подходов к организации игры и при необходимости пересмотреть приемы руководства игровой деятельностью. В настоящее время многие педагоги продолжают придерживаться устаревших подходов в руководстве игрой. Таких воспитателей можно назвать «консерваторами». Другие работают по программам нового поколения. Они считают игру основой развития дошкольников и занимают в руководстве игрой позицию играющего партнера. Это педагоги-«новаторы».
Ст. вос-ль: Как можно решить проблему обогащения детской игры?
Необходимо рассказывать, показывать детям социальные роли. Для этого используются различные формы деятельности: чтение литературы, беседы, занятия, экскурсии, встреча с интересными людьми, создание развивающей среды в группе.
Ст. вос-ль: Кто определяет тему игры?
Ответ: Если педагогу необходимо закрепить какую либо тему в игре, то может ненавязчиво направит детей, взяв на себя роль. Но игра часто возникает и по инициативе детей. В основе игровых ситуаций обычно лежат яркие жизненные впечатления и сцены из любимых телесериалов.
Ст. вос-ль: Когда и кто придумывает сюжет игры?
Ответ: Сюжет игры чаще придумывают дети, в основном это происходит спонтанно. Воспитатель помогает детям выстроить ход игровых событий в соответствии со знаниями, полученными в ходе предшествующей работы, выслушивает предложения детей по развитию сюжета, оценивает их.
Ст. вос-ль: Как происходит распределение ролей?
Ответ: Если дети впервые играют в игру, то главные роли отводятся более активным детям. Педагог мотивирует детей. Выясняет, кто и кем хочет быть. Помогает развить сюжет, внедряясь в игру. При повторении игры роли перераспределяются.
Ст. вос-л: Как вы думаете, взятую роль ребенок должен выполнять до конца игры? А если ребенок не хочет играть до конца?
Ст. вос-ль: Вы отдаете предпочтение коллективным играм?
Ответ: Да. В программе особое внимание уделяется развитию коллективизма. Но можно организовывать игры и с небольшими группами детей.
Ст. вос-ль: Расскажите о месте воспитателя во время самостоятельной игры детей.
Ответ: Воспитатель следит за ходом игры, направляет развитие сюжета, помогает разрешать конфликтные ситуации. Жизнь современного дошкольника наполнена информацией. Наши дети растут среди телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов и электронных игрушек; в детских садах проводятся занятия познавательного цикла — все это позволяет игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний.
Практическая часть: показать организацию сюжетно-ролевой игры на педагогах.
Рефлексия: С какими трудностями вы сталкивались при организации сюжетно-ролевой игры?
Сложно привлекать к играм-придумываниям малоактивных детей, приходится постоянно искать приемы их активизации. Нужно любить и уметь играть по-настоящему, а если этого нет, то лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться ее организовывать. Положительно отразятся на развитии игры целенаправленная работа по ознакомлению с окружающим и знакомство с новыми литературными произведениями. С другой стороны, современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры детей стимулируют гибкое ролевое поведение и обеспечивают существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности.
Ст. вос-ль: «Сегодня мы обсудили разные подходы к руководству сюжетно-ролевой игрой. Старые программы уходят в прошлое. Но дело не только в программе. Какую программу ни возьми — не приложишь к ней руки, она не будет «работать». Все зависит от конкретного педагога и его личного интереса к этом