Ирина Лепская
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»
Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Чудесные песчинки“» размещена в разделах
- Расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;
- Формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию;
Развивающие:
- Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать своих товарищей;
Материалы и оборудование:
Образцы песка,1 стакан с водой,1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим, микроскоп.
Ход ООД
Организационный момент.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
- Ребята, в этом загадочной шкатулке есть то, что нужно нам для экспериментирования, а сейчас мы с вами попробуем угадать, что же это такое.
(Каждый ребенок, засунув руки в шкатулку, старается на ощупь узнать, что в ней находиться, дети рассказывают о своих ощущениях).
Воспитатель: Прослушав ответы детей, открывает шкатулку, показывает детям песок.
- Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
(На речке, в песочнице и т. д.)
Воспитатель: А сейчас я вам немножко расскажу о песке.
Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и попросить хозяина лаборатории нашего филина ФИФО, чтобы он нам помог провести опыты.
- Прежде чем преступить к работе надевайте фартуки.
- А сейчас уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1. «Лупа, на ощупь»
Воспитатель: В ходе этого опыта мы будем обследовать сухой песок пальцами, и рассматривать его через лупу.
- А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
(Песок состоит из маленьких песчинок).
- Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
(Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные).
Воспитатель: А теперь посмотрите сюда. Вы знаете, что это?
(Показывает микроскоп)
Воспитатель: Когда то очень давно, ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов.
- Уважаемый ФИФО, ты поможешь нам узнать, растворяется или нет песок.
Опыт 2 «Растворяется или нет?»
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
(Нет, песок сел на дно стакана).
- А теперь ФИФО поможет нам узнать пропускает ли песок воду.
Опыт 3 «Пропускает или нет воду?»
Воспитатель: Чтобы проверить, пропускает ли песок воду. Мы в воронку наполненную песком медленно будем наливать воду. Вода прошла через песок?
(Да, значит, песок пропускает воду).
Воспитатель: А теперь мы с ФИФО узнаем о фильтрации воды.
Опыт 4 «Фильтрация воды»
Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.
- Смотрите у вас на столе пластиковые бутылки с отрезанным дном (воронки, перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Воду мы сейчас замутим крахмалом или окрасим ярко. Теперь нальем часть воды в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. И сравним отфильтрованную воду с «грязной».
- Как она изменилась?
(Вода стала прозрачнее).
- Значить делаем вывод песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.
- Прежде чем преступить дальше к опытам мы с вами сейчас поиграем.
Физкульминутка «Филин»
Филин серый, филин старый, (Хлопки в ладоши) А глаза горят как фары. (Кисти рук как фары приставили к глазам) Филин прыг, филин скок, (Прыжки на месте) Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад- (Хлопки в ладоши) Два фонарика горят.
Воспитатель: Теперь проходим опять в лабораторию и будем продолжать опыты.
Опыт 5 «Сухой, влажный».
Воспитатель: У меня здесь два тазика с песком. Посмотрите и скажите, какой он? (Сухой).
- Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
(Полить его).
- Сейчас наш ФИФО польет песок из лейки.
- Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где он сухой, а где влажный? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Давайте определим, какого же цвета влажный и сухой песок?
(Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета).
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
(Сыпучий песок – сухой).
Воспитатель: А из какого же песка будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем сначала слепить из сухого песка ком, а потом из мокрого. (Дети делают выводы).
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
- А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дети игрушками зверей и оставляют следы на песке)
- Какой можно сделать вывод?
(Следы остаются на влажном песке).
Воспитатель: А теперь попробуйте пересыпать мокрый и сухой песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
(Сухой песок легко пересыпается, а мокрый нет).
Воспитатель: А сейчас мы с вами выясним, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Для этого мы проведем еще один опыт.
Опыт 6 «Своды и тоннели»
Воспитатель: Берем трубочку диаметром чуть больше карандаша, склеенную из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Теперь потихоньку вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и, что мы видим?
(Трубочка осталась несмятой).
Воспитатель: А я вам сейчас расскажу почему? Потому что песчинки образуют предохранительные своды и поэтому насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Опыт 7 «Барханы»
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (В пустыне).
- Правильно. А сейчас посмотрим, что за альбом нам принес наш ФИФО
(Рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?
(Ответы детей выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра, смотрите появляется песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
(Дети возвращаются к иллюстрации с изображением пустыни).
Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. А теперь дуйте на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Посмотрите внимательно кто правильно дует у того песок почти засыпал всё растение.
- А теперь откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. И теперь ветер подует прямо на растение.
(Дети тихонько выдувают песок из-под палочки, в конце концов, песка возле растения почти не останется, и оно падает).
Воспитатель: А вот теперь мы с вами сделаем вывод, почему на барханах мало растений.
- Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
- Ребята, а какие животные живут в пустыне?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне? (Дети высказывают свои знания о пользе песка для животных)
Воспитатель: Посмотрите сюда, как вы думаете, такое может быть в пустыне? (Воспитатель показывает детям сделанный своими руками оазис)
- Что это? (Предположения детей)
Воспитатель: Ребята, это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни. Я предлагаю вам сделать такой же оазис.
- У вас у каждого на столах лежат детали оазиса. И еще что- то такое разноцветное? Как вы думаете что это?
(Это искусственный песок).
Воспитатель: Теперь каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой искусственный песок и насыпаем на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку. Вот у нас и получился оазис.
- Молодцы ребята. Вам понравилось сегодня наша работа? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, ребята что это? Этого не было.
(На столе лежит красивый платок, дети убирают платок, а там сюрприз).