Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»

Ирина Лепская
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»

Цель: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка.

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Чудесные песчинки“» размещена в разделах

- Расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;

- Формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию;

Развивающие:

- Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать своих товарищей;

Материалы и оборудование:

Образцы песка,1 стакан с водой,1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим, микроскоп.

Ход ООД

Организационный момент.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

- Ребята, в этом загадочной шкатулке есть то, что нужно нам для экспериментирования, а сейчас мы с вами попробуем угадать, что же это такое.

(Каждый ребенок, засунув руки в шкатулку, старается на ощупь узнать, что в ней находиться, дети рассказывают о своих ощущениях).

Воспитатель: Прослушав ответы детей, открывает шкатулку, показывает детям песок.

- Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

(На речке, в песочнице и т. д.)

Воспитатель: А сейчас я вам немножко расскажу о песке.

Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и попросить хозяина лаборатории нашего филина ФИФО, чтобы он нам помог провести опыты.

- Прежде чем преступить к работе надевайте фартуки.

- А сейчас уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. «Лупа, на ощупь»

Воспитатель: В ходе этого опыта мы будем обследовать сухой песок пальцами, и рассматривать его через лупу.

- А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

(Песок состоит из маленьких песчинок).

- Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

(Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные).

Воспитатель: А теперь посмотрите сюда. Вы знаете, что это?

(Показывает микроскоп)

Воспитатель: Когда то очень давно, ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов.

- Уважаемый ФИФО, ты поможешь нам узнать, растворяется или нет песок.

Опыт 2 «Растворяется или нет?»

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

(Нет, песок сел на дно стакана).

- А теперь ФИФО поможет нам узнать пропускает ли песок воду.

Опыт 3 «Пропускает или нет воду?»

Воспитатель: Чтобы проверить, пропускает ли песок воду. Мы в воронку наполненную песком медленно будем наливать воду. Вода прошла через песок?

(Да, значит, песок пропускает воду).

Воспитатель: А теперь мы с ФИФО узнаем о фильтрации воды.

Опыт 4 «Фильтрация воды»

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.

- Смотрите у вас на столе пластиковые бутылки с отрезанным дном (воронки, перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Воду мы сейчас замутим крахмалом или окрасим ярко. Теперь нальем часть воды в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. И сравним отфильтрованную воду с «грязной».

- Как она изменилась?

(Вода стала прозрачнее).

- Значить делаем вывод песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

- Прежде чем преступить дальше к опытам мы с вами сейчас поиграем.

Физкульминутка «Филин»

Филин серый, филин старый, (Хлопки в ладоши) А глаза горят как фары. (Кисти рук как фары приставили к глазам) Филин прыг, филин скок, (Прыжки на месте) Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад- (Хлопки в ладоши) Два фонарика горят.

Воспитатель: Теперь проходим опять в лабораторию и будем продолжать опыты.

Опыт 5 «Сухой, влажный».

Воспитатель: У меня здесь два тазика с песком. Посмотрите и скажите, какой он? (Сухой).

- Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

(Полить его).

- Сейчас наш ФИФО польет песок из лейки.

- Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где он сухой, а где влажный? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Давайте определим, какого же цвета влажный и сухой песок?

(Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета).

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

(Сыпучий песок – сухой).

Воспитатель: А из какого же песка будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем сначала слепить из сухого песка ком, а потом из мокрого. (Дети делают выводы).

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

- А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дети игрушками зверей и оставляют следы на песке)

- Какой можно сделать вывод?

(Следы остаются на влажном песке).

Воспитатель: А теперь попробуйте пересыпать мокрый и сухой песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

(Сухой песок легко пересыпается, а мокрый нет).

Воспитатель: А сейчас мы с вами выясним, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Для этого мы проведем еще один опыт.

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Воспитатель: Берем трубочку диаметром чуть больше карандаша, склеенную из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Теперь потихоньку вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и, что мы видим?

(Трубочка осталась несмятой).

Воспитатель: А я вам сейчас расскажу почему? Потому что песчинки образуют предохранительные своды и поэтому насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 7 «Барханы»

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (В пустыне).

- Правильно. А сейчас посмотрим, что за альбом нам принес наш ФИФО

(Рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

(Ответы детей выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра, смотрите появляется песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

(Дети возвращаются к иллюстрации с изображением пустыни).

Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. А теперь дуйте на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Посмотрите внимательно кто правильно дует у того песок почти засыпал всё растение.

- А теперь откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. И теперь ветер подует прямо на растение.

(Дети тихонько выдувают песок из-под палочки, в конце концов, песка возле растения почти не останется, и оно падает).

Воспитатель: А вот теперь мы с вами сделаем вывод, почему на барханах мало растений.

- Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

- Ребята, а какие животные живут в пустыне?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне? (Дети высказывают свои знания о пользе песка для животных)

Воспитатель: Посмотрите сюда, как вы думаете, такое может быть в пустыне? (Воспитатель показывает детям сделанный своими руками оазис)

- Что это? (Предположения детей)

Воспитатель: Ребята, это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни. Я предлагаю вам сделать такой же оазис.

- У вас у каждого на столах лежат детали оазиса. И еще что- то такое разноцветное? Как вы думаете что это?

(Это искусственный песок).

Воспитатель: Теперь каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой искусственный песок и насыпаем на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку. Вот у нас и получился оазис.

- Молодцы ребята. Вам понравилось сегодня наша работа? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, ребята что это? Этого не было.

(На столе лежит красивый платок, дети убирают платок, а там сюрприз).

Публикации по теме:

Чудесные крестикиЧудесные крестики Я пятый год работаю в детском саду. А увлечение вышивкой появилось еще раньше,когда училась в университете. Сначала казалось,что такое.

«Чудесные превращения». Фотоотчёт о выставке«Чудесные превращения». Фотоотчёт о выставке Вот и наступила чудесная пора-осень! А вместе с ней и долгожданный новый учебный год, полный чудес, приключений и необычных фантазий. Сентябрь.

Чудесные превращения из соленого тестаЧудесные превращения из соленого теста Шулепова Ирина Валерьевна Чудесное соленое тесто! Знаете, сколько достоинств у соленого теста? Судите сами! Соленое тесто – один из наиболее.

Чудесные работы из тополиного пуха.Чудесные работы из тополиного пуха. Чудесные работы из тополиного пуха (первая младшая группа). Нежно треплет тополя Ветерок за ухом. Покрывается земля Мягким белым пухом.

Дидактическая игра «Чудесные краски». Смешивание цветовДидактическая игра «Чудесные краски». Смешивание цветов Хочу поделиться с Вами еще одной задумкой) Я в последнее время крайне редко беру кисть. Ритм жизни сейчас у всех бешеный, и я не исключение. У.

Фотоотчёт «Чудесные валентинки»Фотоотчёт «Чудесные валентинки» 14 февраля весь мир отмечает День Святого Валентина. Это самый романтичный праздник, когда все признаются друг другу в любви. Главный.

Исследовательско — творческий проект. «От песчинки — к песку». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка» Исследовательско-творческий проект «От песчинки.

НОД по пластилинографии «Чудесные цветы» Цель: 1. Познакомить детей с различными возможностями использования пластилина (художественно – творческие, анимационные). Задачи: 1. Формировать.

НОД по изобразительной деятельности «Чудесные превращения» Программные задачи: -Расширять знание о насекомых. -Воспитывать бережное отношение к ним. -Развивать художественное творчество,фантазию.

Дидактическая игра «Чудесные крышечки»Дидактическая игра «Чудесные крышечки» Добрый день, дорогие друзья! Представляю Вашему вниманию обзор авторской дидактической игры "Чудесные крышечки". Игра предназначена для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 21:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные песчинки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лепская (УИ 816871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД