Елена Шмырева
Исследовательско — творческий проект. «От песчинки — к песку».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Белочка»
Исследовательско-творческий проект
«От песчинки – к песку»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории группы (ОНР)
Шмырева Е. А.
Городской округ город Кулебаки
Информационная карта проекта
Название проекта : «От песчинки – к песку»
Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории Шмырева Е. А.
Публикация «Исследовательско — творческий проект, „От песчинки — к песку“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : групповой, исследовательско-творческий.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Место проведения: г. Кулебаки, МБДОУ д/с 10 «Белочка»
Срок проведения: 1 месяц - краткосрочный.
Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Цель проекта :
ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта :
формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, о способах работы с ним;
расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка, и предметов изготовленных из песка;
познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.
Проблема проекта :
необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о свойствах песка;
осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.
Гипотеза проекта :
использование различных методов и форм (игровой, исследовательский, экспериментирования; практические занятия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка, и приведут детей к:
инициативности, внутренней свободы;
развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков;
развитию наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение;
формированию умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
качественному изменению эмоциональной насыщенности и информативности;
увеличению процента детей желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.
Актуальность темы
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Необходимое оборудование проекта :
Экспериментный ряд:
емкости с сухим и мокрым песком;
ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;
совки, различные сита, ведерки, миски;
емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;
большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;
пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;
пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка.
стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля.
Представление результатов проекта.
Сыпучий Несыпучий.
Видны формы песчинок Не видны формы песчинок
Движется Не движется
Имеет цвет Имеет цвет намного темнее
Хорошо пропускает воду Хорошо пропускает воду
Не лепится Лепится
Можно рисовать Можно рисовать
Не имеет формы Сохраняет форму, пока не высохнет
Легче в весе Тяжелее в весе
Очищает воду Очищает воду
(Значение) Использование песка людьми
Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок
Необходимы песочные часы (используют чаще в больнице, на кухне)
Приятно играть, строить
Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться
Тушат пожар
В строительстве дорог, домов, стеклянной посуды
Изготовление рисунков и аппликаций из песка для эстетического оформления детского сада и групп
Организационно-педагогическая работа
Беседа «Для чего нужен песок?»
Манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук).
Аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка».
Занятия по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице», конструирование на песке из счетных палочек, «Замки из песка» (лепка, «Море с рыбками», «Песчаные шедевры» (аппликация, рисование).
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами песка.
Чтение художественной литературы. Чтение стихов «Песочница», «Рисуем песком», «Про песок».
Чтение рассказов Лариса Соколова «На речке», Николай Носов «На горке», Спиридон Зробко «Жил был Зюка».
Игра–инсценировка «Песочные часы», «Наблюдаем и играем».
Видеозапись - «Желтый песок – лучший лекарь».
Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком».
Работа с детьми
Исследовательская деятельность
Исследуем : Все ли мы знаем о песке? Для чего нам нужно изучать свойства песка? Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Какая форма у песчинок? Какаго цвета песок? Можно ли из сухого песка лепить? Можно ли сухим песком рисовать?
Исследуем : Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Как можно играть сухим и мокрым песком? Можно ли сухим песком рисовать?
Опыт 1. Песчаный конус.
Цель: показать свойства песка - сыпучесть.
Опыт 2. Свойство мокрого песка.
Цель: выяснить, что песок впитывает влагу.
Опыт 3. Рисунки из песка на стекле.
Цель: выяснить, что на песке можно рисовать.
Опыт 4. Отпечатки на песке.
Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.
Опыт 5. Из чего состоит песок.
Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.
Опыт 6. Сравнение мокрого и сухого песка по весу.
Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка.
Опыт 7. Можно ли песок заморозить.
Цель: определить подвергается ли песок замерзанию.
Опыт 8. Может ли песок двигаться.
Цель: определить с детьми как движется песок.
Опыт 9. Можно ли песок сделать цветным.
Цель: определить с детьми, чем можно покрасить песок.
Опыт 10. «Песок пропускает воду»
В воронку положить немного ваты, затем до половины насыпать песок. Налить в воронку доверху воды.
Вывод: Песок хорошо пропускает воду.
Развлечение «Играем с песком» (экспериментальная деятельность).
Взаимодействие с семьей
Консультация для родителей.
- «Игры с песком - лучшее развлечение для детей на пляже».
-«Игры с песком».
- «Исщеляющие руки».
Мастер – класс для родителей. «Рисуем песком, рисуем на песке».
Буклет для родителей. «Мокрые ладошки - песочные дорожки».
Конкурс песочных замков
Итоговая деятельность.
Презентация проекта. На тему: «От песчинки - к песку».
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
- Обсуждение и постановка цели и задач с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта
- Подготовка оборудования для экспериментальной деятельности с детьми
2 этап - основной (практический)
-Практическая реализация проекта с использованием активных форм совместной деятельности детей и родителей на основе интеграции образовательных областей.
3 этап – заключительный
-Результаты практической деятельности, презентация совместного продукта, подведение итогов.
-Обработка результатов по реализации проекта.
-Презентация проекта.