Любовь Бельтикова
«Цифровой мешочек». Дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(4–5 лет)
Дидактическое пособие «Цифровой мешочек» представляет собой небольшой мешок с завязками, в котором хранятся мягкие цифры из фетра в количестве 10 штук (от 0 до 9) и мягкие карточки к ним с изображение различного количества предметов.
Основная цель данного пособия – знакомство детей с понятием цифра, закрепление навыка счета.
Публикация «„Цифровой мешочек“, Дидактическое пособие для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2016
В повседневной жизни дети постоянно сталкиваются с изображением цифр - от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения и т. д. В детском саду воспитатель начинает знакомство детей с цифрой только после того, как дети освоили сущность процесса счета. Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит, осознанно или нет дети считают (достаточно и счета до 3). Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Необходимо помнить, что цифры - понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет : считают предметы, а не цифры.
Программа «Детство» предлагает педагогу знакомить ребенка с цифрой в средней возрастной группе, к этому моменту дети уже научились осознанно считать в пределах 5. Соответственно данное дидактическое пособие будет хорошим подспорьем педагогу в ознакомлении детей с цифрами и закреплении навыков счета не только на занятиях по математике, но и в совместной деятельности и индивидуальной работе.
На занятиях по ознакомлению с новой цифрой, педагог может использовать «Цифровой мешочек» в качестве сюрпризного момента в начале занятия (Рис. 1).
Рисунок 1
Приведу отрывок подобного занятия.
«Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Дети: Мешочек. Воспитатель: Мешочек этот не совсем простой, а цифровой. Как вы думаете, почему он так называется? Дети: Потому, что в нем лежат цифры. Воспитатель: Это мы сейчас проверим. (Заглядывает в мешочек) Вы правы, в мешочке и правда цифра, только одна. А что это за цифра, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка.
Дети: Два! Воспитатель: Правильно, это цифра два» (Достает из мешочка).
Таким образом, можно использовать «Цифровой мешочек» при знакомстве с каждой последующей цифрой, сопровождая ее появление загадкой (Приложение 1). Отличительной особенностью использования «Цифрового мешочка» при знакомстве детей с новой цифрой, будет служить то, что дети могут не только увидеть цифру, запомнить ее наглядный образ, но и потрогать, тактильно ощутить. А если знакомство с новой цифрой сопровождать стихотворением, например, из цикла «Веселый счет» С. Я. Маршака, то будет задействован и слух детей (Приложение 2).Чем больше анализаторов задействовано при знакомстве с новым, тем быстрее и качественнее будет запоминание.
Кроме этого, «цифровой мешочек» можно использовать при закреплении уже изученных цифр. Можно предложить ребенку на ощупь, определить какая цифра находится в мешочке (Рис. 2).
Рисунок 2
Также, на закрепление изученного, можно предложить детям игру «Найди соответствие» (Рис. 3).
Цель: учить соотносить цифру с числом предметов.
Ход игры: Ребенку предлагается разложить цифры на столе в один ряд, а затем к каждой цифре подобрать объемную карточку, в соответствии с этой цифрой. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении данного задания, педагог может на примере одной цифры показать ребенку принцип действия («Воспитатель: Что изображено на данной картинке? Ребенок: Аквариум с рыбкой. Воспитатель: Сколько рыбок в аквариуме? Ребенок: Одна. Воспитатель: Какая цифра соответствует числу - один? Ребенок: 1»).
Рисунок 3
Яркость и разнообразие цветов содержимого «Цифрового мешочка» позволяет нам использовать его и для развития сенсорного восприятия детей. На закрепление материала, можно предложить детям такие упражнения как, «Цифра ….(5, 2, 7.) какого цвета?», «Назовите цифру …. (желтого, красного, зеленого) цвета». Здесь же можно использовать игру «Найди соответствие», только цель данной игры уже будет другой: учить детей соотносить цифру и картинку по цвету.
Объемные картинки можно использовать и без самих цифр, например, для закрепления навыка счета у детей, можно предложить им пересчитать ножки у осьминожки, яблочки на дереве или свечки на торте (Рис. 4).
Рисунок 4
Таким образом, разработанное мной дидактическое пособие является актуальным, востребованным и интересным как для детей, так и для педагога. «Цифровой мешочек» можно использовать на занятиях по математике, в совместной деятельности педагога с ребенком и в индивидуальной работе.
Список используемой литературы
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. - 244с.
2. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I : Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Детство-пресс, 2006. – 191с.
3. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт. -сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Детство-пресс, 2001. – 176с.
4. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада, Сост. Н. В. Гончарова; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 255 с.