Папки-передвижки

Цвет как средство выразительности в сюжетном рисовании

Ольга Демина
Цвет как средство выразительности в сюжетном рисовании

«Цвет, как средство выразительности в сюжетном рисовании»

Воспитатель : Дёмина Ольга Николаевна

МБДОУ ЦРР детский сад №4

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа и дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.

Публикация «Цвет как средство выразительности в сюжетном рисовании» размещена в разделах

Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличие, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимание красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно. Это возможно в процессе разнообразных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, на занятиях (по ознакомлению с искусством- классическим и народным, по изобразительной деятельности, художественно- речевых – в сказках, рассказах, стихотворениях персонажи, предметы и явления характеризуются как имеющее цвет, часто определяющий предмет «колокольчик голубой, «конь златогривый» и т. п., работа по развитию чувства цвета осуществляется так же на прогулках, экскурсиях, в процессе целенаправленных наблюдений. Вся эта педагогическая деятельность осуществлялась во взаимосвязи. И конечно, особое место занимали в этом процессе искусство и изобразительное деятельность детей.

Большинство детей, не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованного целенаправленного восприятия, как бы останавливаются в развитии цветового видения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своё изображении.

И это означает что необходимо и нужно в этом направлении вести работу. В качестве приоритетных направлений в нашей педагогической деятельности были намечены :

- Развитие у детей чувства цвета; его эстетическое восприятие, умение широко использовать как средство выразительности при создании художественного образа, передачи настроения, характера образа, своего отношения к нему.

Для решения этих задач мною была подобрана система дидактических игр и упражнений. Работа проводилась с детьми 5-6 лет, (т. к. у детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета) в течение года в форме занятий по ознакомлению с искусством и обучению рисованию, а также в свободное от занятий время, мы вместе с детьми анализировали различные цвета, составляли их оттенки, смешивали краски для получения новых, добавляли белую краску в другие цвета (разбеливали), соединяли краски, получая контрастные цвета-холодные и теплые.

Все занятия проходят в игровой форме с игрушкой королевой Цветоведенкой, которая приходит к нам в гости из Разноцветного королевства, где происходят чудеса. При помощи волшебных слов королева Цветоведенка совершает разные превращения с красками и дети с удовольствием включаются в игру. Также вне занятий королева Цветоведенка приглашала детей в свое волшебное королевство, в котором живут различные девочки –краски. Здесь в мини-лаборатории сказочные куклы знакомят детей с цветом, совместно проводим эксперименты, опыты ( например: вдувание коктейльной палочкой один цвет в другой, совместно изготавливаем дидактические игры, слушаем музыкальные произведения и т. д. Вместе с детьми исследуем чудеса цвета в увлекательных играх. Хочется назвать некоторые из них: накидываем на себя шифоновую ткань и исполняем «Танец разных цветов», потом накладываем одну ткань на другую смотрим, какой получается цвет, дети экспериментируют с окрашиванием воды и выливают ее в банки с соответствующими цветными наклейками. Релаксация под музыкальные фрагменты, лежа на ковре, после каждого фрагмента рассказываем о том, какие цветовые оттенки увидели в музыке и др.

Серьезной помехой в использовании цвета, как выразительного средства в рисовании могут стать цветовые стереотипы. Для того, чтобы детей избавить от них, предлагаю дошкольникам такие игры : разложить перед ребенком множество квадратиков, окрашенных в разные цвета. Затем немного говорим с ним о характере, что такое характер,какие характеры бывают у людей. Для стимуляции творческого процесса, задается вопрос:- «Может ли быть характер у цвета? Какие квадратики можно назвать ласковыми, злыми, веселыми, добрыми, плаксивыми?»

Связь эмоции и цвета закрепляю с помощью игр. Например : «Представьте, что цветные квадраты паруса. Мы плывем на корабле и поднимаем паруса в зависимости от того, какое сообщение мы хотим послать другому кораблю : печальную или радостную весть, сообщение о вражеском корабле и др. Подбери так паруса, чтобы можно понять, какое у тебя сообщение».

На каждом занятии в мини-лаборатории дети рисуют свое настроение. Ребенок выбирает карточку, на которой изображены карандаш и какой-либо предмет или образ, подбирает цвет для передачи настроения и воплощает его на карточке. После этого с ним говорим, о том, почему он выбрал ту или иную краску. Цветорисуночная игра-тест способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.

Основные условия организации и проведения занятий :- непринужденная обстановка (дети располагаются на коврике по кругу или за большим столом, так, чтобы каждому были видны пособия) ; может звучать фоновая музыка, между педагогом и детьми должны быть доверительные отношения.

Мини-лаборатория отвечает требованиям для формирования представлений о цвете- есть методические таблицы, цветовые таблицы, азбука цвета, дидактические игры, наглядные пособия, репродукции картин, изделия декоративно-прикладного искусства, яркие игрушки, нетрадиционный материал (соломинки для коктейлей, губки из поролона, колбы, стаканчики- для проведения эксперимента и т. д.) , гармонизаторы – пособия, предназначенных для составления цветовых аккордов, которые можно использовать при проведения игровых упражнений, способствующих не только тренировке зрительного восприятия, развитию цветоощущения, ознакомлению с многообразием цветовых гармоний,но и формированию умения применять цветовые сочетания в изобразительной и дизайнерской деятельности.

В работе с детьми также практикуются цветовые практикумы. В игровых занятиях предлагаю детям роль исследователей, которые должны достичь определенного результата – открытия в области цвета. В ходе целенаправленной систематической работы по формированию чувства цвета дети научились соотносить цветовое решение с временем года, погодой, освещением, использовать цвет в качестве средства выразительности, соотносить цветовое решение и задуманное содержание. Дети приобрели и технические навыки : умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.

Теперь я убеждена, чтобы добиться качественных результатов по развитию цветовосприятия у детей, необходимо создавать определё нные условия :

1. Совершенствование системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все её виды.

2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного.

3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

4. Систематические наблюдения в природе, выделения цвета её объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.

5. Использование дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и свободное от занятий время.

6. Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.

7. Пропаганда художественной культуры среди педагогов ЦРР и родителей воспитанников.

Публикации по теме:

План работы методического объединения старших воспитателей г. Гуково на 2013–2014 учебный год Руководитель Пестова Людмила Николаевна старший воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Звездочка» Творческая.

Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок»Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок» В Нововосточном детском саду "Светлячок" прошла выставка овощей под названием "Чудо с грядок". Здесь были представлены "Паровозик из Рамашкого",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цвет как средство выразительности в сюжетном рисовании
Опубликовано: 20 марта 2014 в 17:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД