Марина Владимировна Гурьева
«Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, в дошкольных учреждениях активно используются всё больше инновационных технологий, развивающих игр и средств, для более активного и всестороннего развития детей. Каждая технология включает в себя свой аспект обучения и предоставления, будь это ТРИЗ или же любая другая современная технология.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области) :
Публикация «„Дары Фрёбеля“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
– социально – коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно – эстетическое развитие;
– физическое развитие.
И, конечно же, основным видом детской деятельности по (ФГОС ДО) является игра, которая охватывает все выше перечисленные нами образовательные области.
В нашей группе дети с раннего возраста занимаются по парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота». В своей непосредственно – образовательной деятельности, а также в режимных моментах мы с воспитанниками активно используем игровой набор «Дары Фрёбеля». Его внедрение в нашу работу с детьми позволяет модернизировать образовательный процесс, делать его более интересным, увлекательным, а самое главное – открывает новые возможности преподнесения учебного, а также игрового материала.
Конечно же, первым, кто рассмотрел игру как важное средство в обучении и воспитании ребёнка был известный педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Именно он создал игровой набор для детей, который называется «Дарами Фрёбеля», содержащий систему из 14 модулей. Данный дидактический материал дополняет наш образовательный процесс развивающим потенциалом, особенно помогает проявлять стремление к творческой самостоятельности детей. Ведь основой любого творчества является детская непосредственность. Именно поэтому так важно начинать занятия в дошкольном возрасте, когда дети ощущают потребность творить гораздо быстрее взрослых, и, конечно же, важно всеми силами поощрять эту потребность.
Работа с «Дарами Фрёбеля» нами использовалась в различных видах деятельности. Представляем некоторые игры, которые мы использовали при ознакомлении дошкольников с наборами данного «конструктора» :
«Тише, Мыши»
Содержание работы : овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Эй, мыши – шебуршиши!
Бегите из-под крыши,
Бегите из подвала,
Пока вам не попало!
Используемые материалы Набор № 1
Возраст участников От 3 лет
Интеграция с образовательными областями «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Описание игры: дети получают шарики на верёвочках из набора № 1 и прикрепляют их в виде хвоста к брюкам и юбкам. По сигналу ведущего – «кота» дети начинают перемещаться по игровой комнате. Задача «кота» не только поймать мышь, но и «стащить» у неё «хвост». «Мышь», лишившаяся «хвоста» становится «котом».
Модификация игры:
1. После того, как несколько «мышей» было поймано, кот начинает раздавать «хвосты» владельцам, при условии, что хозяин вспомнит цвет своего «хвоста» и вежливо попросит его вернуть.
2. «Хвост» возвращается хозяину, если тот выполнит заранее оговорённое задание.
3. «Кот» ловит «мышей» с завязанными глазами.
4. «Мыши» перемещаются под музыку, а «кот» имеет право ловить их только тогда, когда музыка останавливается.
«Космос»
Содержание работы : формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развивать общение со сверстниками, воображение, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Возраст участников От 4
Интеграция с образовательными областями «Художественно – эстетическое развитие»
Описание игры: воспитатель предлагает игру «Космос». Целесообразно спрашивает у детей, что они знают о космосе (на чём можно полететь в космос, что можно встретить в космосе, кто был первым космонавтом и т. п.). Дети делают основу работы – «Ракету» (по предложенной схеме, воспитатель предлагает детям «полететь в космос». Для этого дети делают из наборов различные космические объекты (звёзды, метеориты, планеты, кометы, космические корабли и пр.)
Модификация игры: дети делают из наборов предметы из обихода космонавтов.
Материал выше подтверждает, что набор используется в разных видах деятельности. Также, на каждую тематическую неделю в детском саду мы с воспитанниками организуем разнообразную творческую деятельность с «Дарами Фрёбеля». Детям предлагается выбор материала, способ творческой деятельности. Наши ребята выполняли разнообразные интересные объекты: делали бусы для мам, космическое пространство, замечательных ёжиков, снеговиков, украшали пасхальные яички, солнышко, цветы и многое другое.
Данная работа развивает воображение детей, фантазию, самостоятельность и инициативу, где ключевым моментом становится оценка собственных умений и результатов собственной деятельности детей. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» позволило нам рассмотреть его влияние на развитие ребёнка и качество образовательной деятельности детей. Именно этот «конструктор», представляющий набор разных типов игр для каждого возраста, позволяет в простой форме моделировать всё многообразие детской деятельности. Работа с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребёнком, что придаёт занятиям и деятельности одухотворённость, и мы с удовольствием будем продолжать использовать этот набор в дальнейшей нашей деятельности с дошкольниками.
Литература
1. Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В Тимофеева «Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота» : учебное пособие. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» : Метод. Реклмендации. – М. :ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светооч», 2014.
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» : Метод. рекомендации. – М. :ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие» : Метод. рекомендации. – М. :ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Использование игрогвого набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие» : Метод. рекомендации. – М. :ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014.
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» : Метод. рекомендации. – М. :ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светооч», 2014