Папки-передвижки

Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии

Анна Шилова
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что профессия дефектолога прямо связана с обучением и воспитанием детей. В рамках данной профессии оказывается помощь детям, имеющим психические и физические недостатки, по ознакомлению со всем многообразием окружающего мира, по формированию в детском сознании картины действительности.

Целью написания данного эссе является определение роли профессии «дефектолог» в формировании и развитии детей.

Публикация «Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии» размещена в разделах

Объектом исследования в данном случае выступает профессия «дефектолог».

В соответствии с поставленной целью и объектом исследования сформулируем задачи работы:

- охарактеризовать профессию дефектолога в педагогике ;

- определить ключевые моменты прошлого и настоящего профессии;

- рассмотреть будущее профессии дефектолог.

Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из трех подразделов, заключением и списком литературы.

1. Профессия дефектолога в педагогике

Как справедливо отмечают Н. В. Шкляр и О. В. Карынбаева, профессиональная деятельность педагога-дефектолога предполагает проведение различного рода социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической и коррекционной деятельности, целью которых является оказание содействия детям, имеющим ограниченные возможностями жизнедеятельности и социальной адаптации [1].

Из вышесказанного следует, что педагогом-дефектологом должен быть человек, имеющий особый склад души, обладающий такими чертами, как инициативность, энергичность, уверенность в результатах своей профессиональной работы, доброжелательность и тактичность.

Как сказано в Положении о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель - дефектолог России – 2018» [2], помимо профессиональных качеств и умений, дефектолог должен уделять внимание разработке авторских образовательных программ, методик, проведению мастер-классов, семинаров, обучающих мероприятий и т. д.

Следовательно, работа дефектолога в качестве педагога системы специального образования выступает примером наивысшего педагогического мастерства [3], ориентирующегося на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть тем детям, которые имеют определенные отклонения в развитии. Педагоги-дефектологи, являясь ведущими специалистами для таких детей, должны проводить организацию многоплановой профессиональной деятельности по коррекционно-развивающим, учебно-методическим, социально-педагогическим, реабилитационно-адаптационным, а также психологическим направлениям в рамках взаимодействия и с детьми и с их родителями. Все это требует от профессии дефектолога умения по осуществлению психолого-педагогической диагностики, а также организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

2. Прошлое и настоящее профессии

История возникновения профессии дефектолога берет свои истоки ещё в начале XX в. В данный период времени многими учеными стало уделяться особое внимание причинам детских отклонений, классификациям и определению наиболее эффективных способов индивидуального развития детей. Так, стали создаваться специальные центры, где осуществлялось проведение исследований и подготовка соответствующих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный Научно-исследовательский институт дефектологии в Москве [4].

На сегодняшний день профессия дефектолога в сфере педагогики востребована больше, чем когда либо, что связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья в России [5].

В настоящее время для работы с такими детьми отбирают дефектологов, не только сильных в самой профессии дефектологии, но ознакомленных с особенностями и принципами психологии детского развития. Это обусловлено тем, что сегодня, во время развития интернет технологий и зависимости детей от гаджетов, очень важно найти правильный подход к малышам для их результативного обучения и воспитания, для того, чтобы дети видели в дефектологе не врача, а педагога и друга.

Ключевое преимущество профессии дефектолога заключается в оказании помощи детям, имеющим трудности для становления полноценными членами общества. И в данном случае ключевой задачей профессии будет выступать развитие личности, привитие ребенку необходимых навыков и умений для дальнейшего социального признания. И, действительно, оказание помощи семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима, - именно в этом и проявляется важность профессии.

Таким образом, востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой.

3. Будущее профессии дефектолог

В связи с тем, что экологическая обстановка в мире и в России в частности ухудшается из года в год, растет численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, востребованность профессии дефектолога растет. Следовательно, детей с нарушениями развития становится больше. При этом, ранее у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе.

В связи с принятием программы инклюзивного образования педагоги-дефектологи теперь нужны и в общеобразовательных школах, а не только в коррекционных. Кроме детей-инвалидов сильно возросло количество учащихся с задержкой психического развития. Сейчас в некоторых городах России стали открываться ресурсные классы. Но проблема в том, что в них тяжело набрать профессиональных педагогов-дефектологов. Вторая проблема заключается в том, что родители обычных детей, зачастую, очень негативно относятся к совместному обучению обычных и неразвитых детей. Общество еще не готово к переменам. Но то, что такие классы вообще появились, - это уже большой шаг.

Заключение

Таким образом, факт того, что дефектолог – это профессия на века, - подтвержден. Данная профессия была востребована в прошлом, активное внимание ей уделяется в настоящем, и в связи с ростом количества детей инвалидов, детей с задержкой развития, ухудшением экологической обстановки в стране и в мире, негативно влияющей на здоровье рождающихся детей, безусловно, данное профессиональное педагогическое направление будет востребовано и в будущем.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым каждый шаг дается с большим трудом, намного сложнее, чем с обычными учениками, поэтому результат здесь появляется не сразу.

В настоящее время отношение к детям с задержкой развития стало меняться, поэтому выросла востребованность в педагогах-дефектологах, но, к сожалению, таких специалистов пока не много.

Список литературы

1. Шкляр Н. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость / Н. В. Шкляр, О. В. Карынбаева // Социология образования, 2016. – С. 203

2. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель - дефектолог России – 2018» : утверждено заместителем Министра образования и науки РФ от 21.06.2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550560377 ( дата обращения: 05.07.2019)

3. Гомзякова Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики / Н. Ю. Гомзякова, Н. Ю. Леонтьева // Молодой ученый, 2015. - № 8. - С. 900-903

4. Профессия дефектолог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-defektolog ( дата обращения: 05.07.2019)

5. Статистика по детям инвалидам в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf ( дата обращения: 05.07.2019)

6. В 2018 году глобальный уровень выбросов вредных веществ будет расти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/other/news/v-2018-g-globalnyy-uroven-vybrosov-vrednykh-veshchestv-budet-rasti/ ( дата обращения: 05.07.2019)

Публикации по теме:

«Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее!» Часть I Художественное творчество в подготовительной группе«Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее!» Часть I Художественное творчество в подготовительной группе Весь наш народ готовится к празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Победе, которая досталась нам очень, дорогой ценой.

«Путь к Великой Победе -1418 дней и ночей» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть IV«Путь к Великой Победе -1418 дней и ночей» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть IV К Победе путь не мало стоил. Оплачен муками людей, Страданьями всего народа И тысяч тысячей смертей. Со дня на день мы ожидали Победы Светлой.

«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V 2020 год – стал юбилейным годом в истории России, годом 75-летия Великой Победы в войне 1941-1945 годах. В истории нашего народа, есть события,.

Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее»Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее» Цель: рассказать об удивительном месте обитания диких животных – Варшавском зоосаде, о его прошлом и настоящем. И снова я любуюсь гордой.

Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группаФотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.

Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Актуальность: тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция Цель:.

Новогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открыткиНовогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открытки История возникновения открытки в РоссииСлово «открытка» появилось от словосочетания «открытое письмо», и в России такие открытые письма.

Видеопрезентация «Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VIВидеопрезентация «Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VI Стена Памяти – это живая нить, идущая от наших дедов к сегодняшним, совсем юным жителям нашей большой Родины! Федорова. М. Ю Уважаемы коллеги.

Военные экспозиции, изготовленные своими руками в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VIIВоенные экспозиции, изготовленные своими руками в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VII Уважаемые коллеги! В предыдущих публикациях по проекту «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее» в нескольких частях, речь шла о подготовке.

Эссе на тему: «Будущее моей профессии» Я пришла в социальную сферу сразу после школы. В процессе работы поняла большую значимость социальной поддержки детей и взрослых. Осознала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 19:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД