Лучший педагог года

Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста

Зверева Зинаида
Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста

Задача формирования познавательного интереса у дошкольников была и остаётся актуальной. Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в ней отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально – чувственное постижение окружающей действительности.

Публикация «Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста» размещена в разделах

После 4 лет развитие познавательных способностей предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. В этом возрасте ребёнок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова.

В среднем дошкольном возрасте выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника :

Установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребёнок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий;

Знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребёнок не видит перед собой и не осязает;

Начало первых проявлений личных интересов ребёнка;

Начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

Традиционная организация познавательной деятельности, характерная для дошкольных образовательных учреждений, не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

К недостаткам в результатах можно отнести:

во время познавательных бесед, поисковой деятельности, дети проявляют мало активности, не любознательны, не задают вопросов;

во время наблюдений на прогулке не умеют описать наблюдаемый объект, не проявляют достаточного интереса к наблюдению;

действуют по указанию воспитателя, не проявляют активности;

творческие способности детей не развиваются в полной мере.

Познавательный интерес и творческие способности ребёнка необходимо поддерживать и развивать, всячески поощрять инициативу и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и семье. И вот здесь возникает противоречие:

Формирование любознательности требует совместного участия детей, родителей и воспитателей в НОД, но, в настоящее время, многие родители не могут уделять должного внимания своим детям, в силу своей занятости. Родители считают, что воспитанием и развитием детей должны заниматься д/сад и школа. И, как следствие, планируемый педагогом результат не достигается.

Поэтому можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности в работе с детьми средней группы.

У детей 4 – 5 лет наблюдается неустойчивый интерес к познанию, потому что взрослые подавляют детей грузом своих знаний, а не создают условий для самостоятельного нахождения ответов на вопросы «почему». Большинство педагогов также используют в своей работе форму прямого обучения; им проще самим дать детям определённые сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования окружающего мира. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребёнок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует.

Педагогам и родителям надо включать ребёнка в осмысленную деятельность, в процессе который он сам бы смог делать какие-либо выводы; в активное изучение объектов живой природы. Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми ответами, а дать возможность приобрести их самостоятельно.

В основном процессе (в работе) педагог должен желать и уметь работать с детьми; находить подходы к каждому ребёнку. Чтобы достигнуть хороших результатов, необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо тесное сотрудничество с родителями.

И в этом процессе можно увидеть недостатки:

неумение строить субъективные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.)

преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения и развития дошкольников в соответствии с ФГОС);

отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности.

Педагоги должны развивать умения наблюдать за объектами живой природы; рассуждать. Так, например, ребёнок 4 – 5 лет способен не просто усваивать информацию об объектах живой природы, но и понимать роль последовательности в жизни растений и животных (сезонные изменения); понимать взаимоотношения между природой и человеком. И, задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребёнка, где формируется острая любознательность для подрастающего человека, познавательный интерес.

Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально – технической базы; информационной, организационной.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети знакомятся с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки, с закономерностями их жизнедеятельности в разное время года; у детей формируется ответственное и бережное отношение к окружающей природе. В группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; выделены центры активности («познание», «чтения», «театральный», «экспериментирования» и т. д.).

Но, чтобы идти в ногу со временем, чтобы в полной мере развивать любознательную, активную, творческую личность, педагогам очень не хватает хорошо оснащённой материально – технической базы. Необходимо в большом количестве иметь электронные тексты и презентации; демонстрационный и раздаточный материал; интерактивные дидактические материалы; проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения программы воспитанниками, осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса. Также, для приобщения детей к живой природе необходимо выезжать на экскурсии (в зоопарк, музеи, на природу и т. д.); иметь «живой уголок» в ДОУ.

Возникает ещё одно противоречие: ведь для информационного обеспечения образовательного процесса необходимо повышение компетентной грамотности педагогов; чтобы педагоги владели ИКТ, а в дошкольном учреждении условий для решения этой задачи нет. Также в настоящее время очень проблематично осуществлять совместные выезды из-за сложностей организации экскурсий.

Проведённый анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности позволяет мне заключить, что особую актуальность приобретает проблема определения условий развития познавательного интереса у дошкольников.

В связи с изменениями содержания образовательного процесса и условий, а также применением новых форм, средств и методов у детей сформируются новые образовательные качества.

Одним из целевых ориентиров ФГОС является следующее:

дети будут иметь первичные представления о растительном и животном мире, о закономерностях их жизнедеятельности в разное время года;

о последовательности в жизни растений и животных (на примере сезонных изменений);

будут уметь эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится за пределами непосредственного восприятия;

дети станут более ответственно и бережно относиться к окружающей природе.

Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира. Именно в возрасте 4 – 7 лет у детей наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу всё знать!». Поэтому для развития познавательной активности я предлагаю использовать исследовательскую деятельность.

Занятия в средней группе будут построены на принципах развивающего образования, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей. В содержании большая роль будет уделяться знакомству с природой Самарской области; растительным и животным миром разных природных зон.

Будут использованы актуальные на сегодняшний день такие формы организации, как метод проектов («Флора и фауна Самарской области», «Домашние любимцы» и т. д., технология проблемного обучения, развивающего обучения, методы поисковой и творческой деятельности.

В годовой план будет внесён семинар – практикум для воспитателей «Исследовательская деятельность детей 4 – 5 лет».

Также будет активно проводиться работа с родителями; в перспективное планирование будут внесены экскурсии: ежеквартально (зоопарк, прогулка в лес, экскурсия в зоологический музей, прогулка в ботанический сад).

Совместно с родителями будет организован «живой уголок».

Будут использованы высокотехнологичные информационные средства обучения и развития (телевизоры, видеокамеры, проекторы, экраны, интерактивные доски и пр.)

Для того чтобы понять, насколько эффективно было изменение в работе воспитателя, необходимо контролировать качество и характер изменений у детей. Для этого целесообразно проводить диагностику (например, Т. М. Бондаренко, разработанную на основе программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»; «Диагностика экологического воспитания дошкольника» авторы П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова, включает диагностические задания с целью выявления экологических представлений детей; диагностика Н. Н. Кондратьевой, Т. К. Марковой включает задания с целью выявления знаний детей о живом, на основе исследований). Использоваться будут такие методы мониторинга, как наблюдение, беседа.

Хорошим итогом работы будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми).

При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки.

Публикации по теме:

Использование презентаций на уроках по литературному чтению К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит.

Оформление уголков экспериментальной деятельности в ДОУ. Из опыта работы. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога по развитию интересов детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июня 2014 в 14:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД