Лучший педагог года

Проект «Дети на экологической тропе»

Светлана Егорова
Проект «Дети на экологической тропе»

«Дети на экологической тропе»

Актуальность.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте.

Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей, редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Публикация «Проект „Дети на экологической тропе“» размещена в разделах

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, спрашивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Введение.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В своей работе с детьми мы используем разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой.

Наглядные - (наблюдения, практические - это (подвижные игры, поручения, коллективный труд, элементарные опыты, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.

Экологическая тропа – это один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Она позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.

Экологическая тропа – это специально разработанный маршрут для детей путешествие в природу.

При организации работы на экологической тропе важно использовать разнообразные формы и методы работы. Экологическая тропа поможет нам реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой.

Во время прогулок и экскурсий по экологической тропе, дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.

Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры.

У детей развивается мышление, речь, память, а самое главное, появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

Благодаря администрации, на територии детского сада растут лиственные и хвойные дереья, разные кустарники, большое разнообразие цветов и трав.

Данный проект открывает перед дошкольниками удивительный мир, из тайн, загадок и чудес, который ребенок сможет постичь с помощью взрослых.

Воспитатель всегда заметит, что может порадовать ребёнка, вызвать восхищение или наоборот, возмущение.

Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир сердцем.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках организации экологической тропы в ДОУ необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществлять тесный контакт всех педагогов и воспитанников, а также необходимо привлекать родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без её поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разное время года, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Экологическая тропа должна располагаться по всему периметру ДОУ, что позволит всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Цель проекта :

Создание благоприятных и безопасных условий на территории детского сада по формированию экологической тропы и развитие познавательного отношения детей к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром.

Задачи:

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).

• Формировать чувства близости к природе и сопереживать всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.

• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.

Тип проекта :

Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса.

Объект наблюдения: живая и не живая природа, находившиеся на территории ДОУ.

Место реализации прокта: территория ДОУ «Чажемтовский детский сад»

Продолжительность реализации проекта : С мая 2020 г, по май 2024 г.

с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о природе и природных явлений.

Участники проекта :

Воспитатели.

Дети всех возрастных групп.

Родители.

III. этапа реализации и формирования проекта.

I этап - подготовительный.

II этап - реализация проекта.

III этап - заключительный.

I этап - подготовительный.

• Детальное обследование территории детского сада и выделения наиболее интересных объектов.

• Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов: общая, которая будет находиться в экологической зоне, схемы в группах с учетом возрастных особенностях детей.

В экологической зоне может быть макет экологической тропинки, изготовленный вместе с детьми старшего возраста.

• Выбор вместе с детьми хозяина тропы - сказочного персонажа.

• Составление паспорта всех точек тропинки.

• Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков - поведение в природе.

• Составление методических рекомендаций (перспективный план на все возрастные группы по каждой точке) по работе с детьми на каждой точке

Станции.

По экологической тропе дети проходят по станциям в виде указателей.

В состав экологической тропы входят станции, такие как:

1. «Цветник (клумба – цветочная мазаика)»

Цель: привлечь детей к посильному труду в цветнике, развитие эстетического вкуса, наблюдение за этапами роста растений.

Развивать сенсорику у детей во время прогулок на цветнике, формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться, учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках: труд с детьми: посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме; наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми; сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники; беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, и т. п.).

2. «Птицы наши друзья» (кормушки для птиц).

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;

- учить различать и называть птиц по внешнему виду;

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;

- воспитывать бережное отношение к ним.

Скворечники.

Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес. Расширить знание о скворцах, о том, как путем создания искусственного гнездовья - скворечника можно привлечь скворцов на свой участок. Наблюдать в дальнейшем за птицами.

3.«Огород»

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, и их особенностях.

(Эта станция представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений).

4.«Метеостанция»

Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра, температуру).

«Солнечные часы»

Цель: учить ориентироваться во времени по солнцу.

Это специально организованное место, где будет собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объём знаний.

В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.

5.«Берёзка русская», смешанные кустарники.

Цель: знакомить с взаимосвязями всех процессов, происходящих с берёзой. Дать представление о берёзовой роще, о подберёзовике, об их взаимосвязи; наблюдать за насекомыми и птицами, живущими около берёзы.

«Сирень»

Цель: учить устанавливать связи между состоянием дерева и условиям среды. Развивать наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

«Рябина красная»

Цель: ознакомить с взаимосвязями всех процессов, происходящих с рябиной. Развивать наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года.

Дошкольники исследует листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Цель: обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

Дошкольники исследует листья и ягоды. Воспитатель рассказывает о правилах ухода за растениями и их значение в природе.

6. «Грибная полянка»

Цель: учить отличать съедобные грибы от несъедобных; развивать наблюдательность.

7.«Вечнозелёные деревья» (ель, сосна, кедр).

Цель: учить находить отличия вечнозеленых деревьев друг от друга.

8.«Муравейник»

Цель: наблюдать за жизнью насекомых, учить бережному отношению к насекомым.

9. «Дорожка здоровья»

Цель: приобщение к ЗОЖ.

10. «Туристический полянка»

Цель: учить бережному поведению в природе.

11.«Солнечная Полянка» (одуванчики).

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев. Воспитывать чувство прекрасного.

(На лужайке в тёплое время года будут разнообразные насекомые (пчёлы, осы, бабочки, шмели и др.) – это тоже объект для наблюдения детей).

12. Музыкальная полянка.

В перспективе: «Пасека», «Пень», «Водоём», «Колодец» (II ‘этап)

II этап - реализация проекта.

Создание станций: «Пасека», «Пень», «Водоём», «Колодец»

• Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми в группе.

• Разработка итоговых занятий.

Формы и методы работы.

Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует.

Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе.

Создание нового элемента эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.

Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.

Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию.

Экологической экскурсии.

• Уроки доброты.

• Опытно-экспериментальная деятельность.

Экологические кружки.

Экологические конкурсы.

• КВН, аукционы, марафон, викторина.

Экологические акции.

• Обсуждение и проигрывание ситуаций.

• Трудовой десант.

• Зелёный патруль.

• Клуб последователей природы.

• Лаборатория юного эколога.

• Составление экологических карт.

• Введение «Панорамы добрых дел».

• Введение календарей природы.

• Коллекционирование.

Экологические выставки и экспозиции.

Экологические музеи.

• День (неделя) экологического творчества.

Экологические праздники и фестивали.

Экологические игры – (дидактические, имитационные, игры - моделирования экосистем, соревновательные, игры - путешествия и т. д.)

Экологическая азбука.

Экологические сказки.

Экологические тренинги.

• Инсценировки, театрализации и т. д.

• Обсуждение и проигрывание ситуаций

Эти формы работы способствуют закреплению в сознании ребенка норм и правил поведения в природе.

Можно обсудить и проигрывать следующие ситуации:

1. Дети нарвали большой букет цветов. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?

2. Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенчика. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к поступку.

3. Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

4. Ягоды - по одной - в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Коллекционирование.

Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»).

Коллекционировать можно всё что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы - наиболее сложная для детей дошкольников тема.

Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные

«Как?»; «Почему?»; «Отчего?».

Например, «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Как дышит берёза?»,

«Где ночуют птицы?».

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей.

Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.

Уроки доброты.

Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»,

«Как заботиться о комнатных растениях?», «Чем красив цветок?»,

«Красота человека», «Гармония красок», «Чем удивительна лягушка?», «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?», «Как ты проявляешь любовь к животным?», «Что сказала тебе природа?» и др.

Экологические экскурсии (по территории ДОУ).

Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экскурсии дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.

Для экологической экскурсий на определённую тему, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, папка для гербария, коробки, пакеты, фотоаппарат и т. д.

Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.

Экологически выставки.

Цель их - ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес - друг человека», «Богатства нашей Земли», «Человек и его добрые дела на Земле»,

«Родные просторы», «Чистые озёра», «Тайга - сталица кедра» и т. д.

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции.

Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребёнок.

Практическая деятельность детей.

Дети обычно участвуют в уборке территории, её благоустройстве, посадки деревьев, кустарников.

Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц.

Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значения малышам. Особое значение имеют акции, которые планируются раз в неделю.

Например, «Санитарный день», «Покормите птиц зимой».

Совместно с родителями можно провести акцию «Посади дерево», «Субботник».

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей.

В разное время можно посещать различные станции.

Даже одну станцию за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводится образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе.

Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становятся более целенаправленным.

Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору.

На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду.

Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зелёный патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют ухаживать и лечить деревья.

III этап проекта. Заключительный.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлением природы. Дети смогут различать живую природу, (растения, грибы, животные, человек) от неживой. (Воздух, почва, вода).

2. Ребята узнают особенности природы родного края.

3. Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.

4. Дети владеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

5. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

На III этапе проекта рекомендуется сделать анализ:

Что планировали? Что получили?

С какими столкнулись трудностями?

Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду, «Экологической тропы» - это непрерывный педагогический процесс.

Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Работа в рамках организации экологической тропы в ОО позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой. Относиться бережно к ней, учить ценить её красоту и помогать ей.

Научно – методическая литература.

1. С. Н. Николаева - Методика экологического воспитания.

2. С. Н. Николаева - Юный эколог. Программа и условия реализации в детском саду.

3. В. В. Ранькова, Т. В. Юдина – Азбука экологического воспитания.

4. В. В. Смирнова, Н. И. Балуева – Тропинка в природу.

5. А. И. Иванова – Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду.

Аннотация.

Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем, на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

Публикации по теме:

Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе» Ход занятия: --Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что проводим мы его не в группе, а на улице. -- Ребята, сегодня я предлагаю.

Весенняя прогулка по экологической тропе во второй младшей группеВесенняя прогулка по экологической тропе во второй младшей группе Цель: создание условий для формирования бережного отношения к природе, систематизирование знаний о пользе деревьев, что для человека экологически.

Фотоотчет о создании на экологической тропе зоны отдыхаФотоотчет о создании на экологической тропе зоны отдыха Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом о создании на экологической тропе зоны отдыха. Экологическая.

Прогулка по летней экологической тропе в младшей группеПрогулка по летней экологической тропе в младшей группе Прогулка по летней экологической тропинке с детьми младшей группы. Летом всё свободное время дети играют на участке. Воспитатели проводят.

Прогулка по экологической тропеПрогулка по экологической тропе При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой.

Конспект прогулки «Путешествие по экологической тропе «Лес полон чудес!»Конспект прогулки «Путешествие по экологической тропе «Лес полон чудес!» Цель: Дать детям представление о сезонных изменениях в природе. Задачи: Учить детей называть и различать деревья, растущие на близлежащей.

Путешествие по экологической тропе в средней группеПутешествие по экологической тропе в средней группе Путешествие по экологической тропе в средней группе Приурочено к профессиональному празднику ученых ЗемлиЦель: расширять представления детей.

Экоквест «Путешествие по экологической тропе»Экоквест «Путешествие по экологической тропе» Эко - квест " Путешествие по экологической тропе " Цель: создать условия для формирования представлений и элементарных знаний об экологии,.

Экскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать развитию наблюдательности и любознательности у детей старшего дошкольного возраста; способствовать расширению представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дети на экологической тропе»
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 23:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД