Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Юлия Громова
Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е. Н. Водовозова, А. Н. Гвоздев, Л. С. Пешковский, А. С. Симонович, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина и др.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. [6]

Язык и речь - это основное средство появления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. [8]

На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. [1]

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах.

Реализуются следующие задачи по формированию грамматической стороны речи у детей :

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Формированиеграмматически правильной речи осуществляем двумя путями:в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

К методам и приемам формирования грамматически правильной речи относятся : дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном возрасте являются задания, упражнения и дидактические игры.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. [4]

Дидактические игры с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. В процессе дидактических игр и упражнений дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Обучение изменению слов по падежам, согласованию прилагательных с существительными в роде и числе проводится в специальных играх : «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок». В играх с предметами «Чего не стало?», «Где наши ручки?» дети усваивают формы единственного и множественного числа родительного падежа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).[5]

Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению соответствующих падежных форм (в шкафу, на столе, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место занимает работа с глагольной лексикой.

Дети обучаются способам образования с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахар – сахарница). Широко используются глаголы для обучения детей разным моделям словообразования (вошёл – вышел, пришёл – ушёл). В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений - простые и сложные. [2]

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждают детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствуют разговорную речь;

- обогащают словарь;

- формируют грамматический строй языка. [4]

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Литература:

1. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения». – М. : АПО, 1996. – 417с.

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». - М., 1991г.

3. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение». -М. ,1975г.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.

5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми». – М. : ВЛАДОС, 1994. – 344с.

6. Сохин Ф. А. «Развитие речи у детей дошкольного возраста». – М. : 1970. –218с.

7. Уварова Т. Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64с.

8. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». - М., 2008. – 56 с.

9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» пособие для практ. работников ДОУ/Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 176 с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2014 в 17:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Громова (УИ 200838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД