Булгун Худаева
«Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАЛМЫКОВ.
Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не только закономерен, более того – необходим. Каждый человек индивидуален, каждый человек личность. В дифференцированном подходе мы выделяем один из важных моментов – при совместном обучении раздельное воспитание мальчиков и девочек.
Публикация «„Дифференциация воспитания мальчиков и девочек на прогрессивных народных традициях калмыков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Народная культура, фольклор
- Республика Калмыкия
- Темочки
Дифференциация воспитания начиналась с приучения к домашней работе: мальчика учили отцовской работе, а девочек – материнской. Личный положительный пример старших это самое главное в народной педагогике. Начинай совершенствование с себя, имей и приобретай те качества, которые собираешься передать детям, постоянно совершенствуйся. Поэтому традиционное воспитание – система, результата воспитательных усилий народа в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводил и воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в последующих поколениях. В развитии и воспитании ребёнка не учитывалось его фундаментальное свойство – пол. Медики считают, что утрата чувства пола порождают глубокие изменения всей личности человека, потеря своего «Я», своего места среди людей. Одна из основных причин связанных с проблемой здоровья наших мальчиков и девочек как раз и коренится в одинаковом, унифицированном подходе к ним.
Во все времена семья была и остается основой формирования морали. Достаточно рано, целенаправленно, системно воспитывали мальчиков и девочек в прошлом каждая калмыцкая семья. Поэтому каждая семья, во – первых старалась рано приобщить детей к традиционным видам производственной деятельности; во – вторых, приобщение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в 3-х осуществлялась серьезная морально – психологическая подготовка, в четвертых, практические знания и учения отличались высоким профессионализмом.
Каждая калмыцкая семья ставила пред собой цель – воспитать настоящего мужчину. «Йоста залу кюн». Достижение цели в соответствии с системой педагогических мер под названием «Эцкин закврс» - заповеди отца.
Данная заповедь предполагала овладению следующими знаниями и навыками:
• присматривать и ухаживать за домашними животными, причем лошадь являлась предметом особой заботы.
• изготавливать конскую сбрую и прочее снаряжение.
• мастерить повозку, колеса.
• шить из кожи предметы домашней утвари.
• выполнять кузнечные работы.
• охотится заниматься рыболовством.
В первую очередь «В заповедях отца» перечисляются трудовые умения и навыки, необходимые скотоводу – кочевнику, будущему семьянину – хозяину. Если руки работают, то и рот работает – гар кендрхля, амн чигр кендрня. В этой пословице заключено народное отношение к труду. Воспитание молодежи в духи любви к труду – вот главная задача человеческого общества.
«В доме лодыря не бывает топлива, у обжоры пьяницы не бывает пищи». «Лентяй и в своей кибитке мясо не достанет» - о тех, кто ленив, кому трудовая деятельность не в тягость.
Обучение мальчика верховой езде в совершенстве образно говоря, для калмыка было равнозначно потребности в кислороде. Мальчика в три года уже сажали на лошадь и учили держаться в седле. Поэтому иногда представители других национальностей замечали, что калмык уверенней держится в седле, чем на земле. Ребенка учили запрягать, распрягать, ухаживать за лошадью. Все это развивало в ребенке ловкость, умение, выносливость и любовь к животным. Дети вместе с отцом изготавливали красивую, прочную, удобную упряжь, обучали обрабатывать кожу и изготавливали изделия из нее, обрабатывали металлы вручную и изготавливали ювелирные украшения, что вырабатывало в мальчике тонкий вкус, умение видеть красоту и эстетику. Охота, рыболовство у астраханских калмыков, делали мальчиков храбрыми, смелыми, отважными, что обязательно нужно было военно – тактической выучке молодежи. Конечно, кузнечное мастерство требовало длительного освоения, но оставить кибитку, распознавать и прогнозировать погоду, обладать совершенными знаниями о животных, молодой человек обязательно выучивался.
В воспитании и развитии мальчиков личность отца играло решающую роль. Вместе отец и сын, почти все свое время, уделяли скотоводству – главной экономической составляющей жизни степняка. За всеми сыновними делами: пасти и поить скот, носить воду внимательно следил отец, учил аккуратности, выносливости, поощрял смекалку, порицал за ошибки, требовал неукоснительного соблюдения нравственных законов:
• Не ругаться, не завидовать
• Не пить, не курить
• Заботится о слабых, больных людях
• Быть аккуратным, содержать себя в чистоте
• Продолжать, приумножать дело отца, идти по жизни белой дорогой
И недаром есть слова в благопожелания: эк – эцкин нер дуудулж йов, то есть имя отца своего прославляй.
Эти вечные ценности наших предков актуальны и для нас, они близки и понятны каждому человеку, от нас зависит в какой мере мы руководствуемся ими. Роль отца в семье должна быть значимой, его престиж, авторитет, не должны подрываться другими взрослыми. И поэтому большая ответственность за воспитание сына лежит на примере отца. Лучший вариант, когда малышом – мальчиков в большей степени занимается отец. Пусть будут они неразлучны: вместе трогают, копают, чинят, отдыхают. Водит его в спортивную секцию, вникает в его проблемы. В неполной семье пусть этим занимается старший брат, дед. К сожалению, сейчас пытаются откупиться приобретением компьютеров и т. д. Ведь в доме, где растет мальчик, нужен спортивный уголок. Смешон и жалок пусть даже развитый интеллектуально, если он слаб, вял, неловок и неумел – это уже упущение отца.
Созидательницей и хранительницей семьи – женщина – мать. Культ матери был безоговорочен. Женщина – мать должна обладать девятью добродетелями. Она должна быть:
• светла и чиста душой и телом
• в делах мастерицей
• любящей и заботливой матерью
• аккуратной и чистоплотной хозяйкой
• опорой мужу и верной женой
• уважительной к родне мужа
• почтительной к старшим
• доброжелательной ко всем окружающим.
Все эти качества прививались к девочкам с раннего детства. Они
помогали матерям в мелких домашних делах, а так же присматривали за младшими, заботились о них.
Мать приучила дочь к следующим навыкам и умениям:
• учила уходу за животными, сушить кизяк
• стирать шерсть, прясть, вязать
• шить и вышивать
• выделывать шкуры животных, уметь изготавливать из них одежду, домашнюю утварь
• изготавливать из шерсти овцы матрацы, кошму
• готовить национальные блюда
• в соответствии с национальным этикетом вести себя в обществе, общаться со старшими почтенно, знать религиозные обряды
• танцевать, играть и петь под домбру, быть знатоком фольклора
Когда девочка всем этим владела, судили о матери. «Прежде чем выбрать невесту, посмотри на мать», а значит воспитывать надо прежде всего :
• отзывчивой, способной с одного взгляда понимать состояние близких. Девочка, не чувствующая тревожности матери недомогания бабушки, усталости отца вырастет черствой, эгоисткой.
• нежной и женственной. Грубость несовместима с женственностью. Грубую может быть примет подростковая группа, но пройдет время и от нее отвернутся.
• осмотрительной и осторожной.
Ей суждено быть матерью, и, оберегая себя, оберегать будущее. Ей рано поручают заботу о младших сначала куклы, а затем младших сестер и братишек. Что значит осторожной и осмотрительной. Она внимательно должна относиться к своему здоровью, потому что, она будущая мама. Девочка не должна пить и курить. Ведь всем известно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и курение. За этим должна строго следить мама и быть примером сама. А что греха таить, если мама выносит или выводит подышать ребенка свежим воздухом с сигаретой во рту. Из всего сказанного следует, что примером для сына является отец, а примером для девочки – мама. Они должны быть образцом во всем. И недаром в пословице говорится:
«Эцкясн даву кевюн гарад уга – еще не родился сын лучше отца,
Экясн даву кююкн гарад уга – еще не родилась дочь лучше матери.