Галина Хохлова
Конспект занятия «Для чего нам нужны глаза?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с функциями, значением органов чувств;
- развивать зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
- развивать активную речь детей;
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.
Материалы и пособия:
- изображения органов чувств;
Публикация «Конспект занятия „Для чего нам нужны глаза?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- презентация «Презентация о слепых людях», компьютер для их воспроизведения;
- баночки с лимоном, луком, чесноком, свежим огурцом;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус» (соленые, кислые, горькие, сладкие);
- «чудесный мешочек», в котором лежат игрушки разной формы;
- платок для завязывания глаз.
Предварительная работа:
- провести ознакомительные занятия по органам чувств;
- рассматривание анатомического атласа;
- знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств.
Ход мероприятия:
Воспитатель
Упражнение на психотренинг «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»
С добрым утром, носик! Ты проснулся?
Трут нос
С добрым утром, ротик! Ты проснулся?
Открывают закрывают рот, играют язычком
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
Поглаживание коленок. Потопать ногами.
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)
Воспитатель
Как мы с Вами разбудили свое тело. Интересно, а зачем мы с Вами это с делали? Что будет если какая - нибудь часть тела не проснется?
Ответы детей:
- ноги нам нужны для передвижения;
- руки для выполнения действий и ощущений;
- рот для приема пищи, речи, чтобы определять вкус продуктов;
- нос для дыхания и определения запахов;
- ушки чтобы слышать;
- глазки чтобы видеть.
Воспитатель
Молодцы! А что значит видеть? Для чего нам надо зрение?
Дети: чтобы передвигаться, опознавать (познавать) предметы, ориентироваться в пространстве.
Воспитатель
Знаете, я сегодня по телевизору услышала фразу «видеть без глаз». Как Вы думаете такое возможно? (ответы детей) И правда ли нам для того чтобы видеть нужны только глаза? Давайте узнаем это вместе? (Давайте)
Игра – эксперимент «Можно ли «видеть ушами?»
Ребенку завязываются глаза. Ставятся преграды и дети говорят, как и куда надо идти, чтобы добраться с одного место в другое.
Воспитатель
Подведение итога: Удалось нам добраться от стула до стола? (да)
Так значит можно «видеть ушами»?
Ответы детей (человек может передвигаться в пространстве, ориентируясь по звуку).
Игра «Где колокольчик?» (Ребенку завязывают глаза, он по должен определить, откуда исходит звук).
Воспитатель
Может ли человек ориентироваться по звуку? (ответы детей)
Игра – эксперимент «Можно ли видеть ртом»
Детям с завязывают глаза, предлагают попробовать различные продукты и определить их на вкус (дети называют продукты).
Воспитатель
Молодцы. Правильно смогли определить вкус и название продукта. Предлагаю другую игру. Необходимо по запаху определить продукты (лимона, лука, чеснока, свежего огурца)
Игра – эксперимент «Можно ли видеть носом»
Детям предлагается понюхать и назвать что у соседа в руке.
Воспитатель
Молодцы, справились с заданием. Какой орган помог определить продукты? (ответ детей).
Воспитатель
Предлагаю провести новый эксперимент. Можно ли видеть руками?
Игра – эксперимент «Можно ли видеть руками»
Детям предлагается на ощупь описать и назвать предмет (из «Чудесного мешочка»).
Воспитатель
Мы хотели узнать, можно ли «видеть без глаз», получилось у нас это? (ответы детей).
Какой орган нам помог? (ответы детей).
Воспитатель
Как ещё мы можем видеть? ( ответы детей: с помощью слуха, обоняния, вкуса, осязания).
Воспитатель
Вам сложно было выполнять задания с закрытыми глазами? (ответы детей).
Воспитатель
Чтобы зрение было в порядке, сделаем гимнастику для глаз :
Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Воспитатель
Как устроены глаза? (Работа с презентацией «Глаза – органы зрения»)
Воспитатель
Подумайте, какие предметы могут нанести вред глазам? ( Ответы детей: это острые предметы: иглы, ножницы, стекло могут поранить глаз). Если же такая беда случилась, нужно как можно скорее обратиться к доктору. Но у глаз еще и другие враги, хоть и не такие опасные, как острые предметы. Это – телевизор и компьютер. Когда мы слишком долго смотрим телевизор или играем на компьютере, наши глаза устают и зрение падает: мы видим все хуже и хуже. А еще зрение портится, если мы играем и читаем в темноте. Но и яркий свет вреден для глаз, поэтому в солнечный день глаза защищают. И тогда доктор выписывает специальные очки, которые нужно обязательно носить, чтобы зрение не стало еще хуже.
А знаете ли вы, что нравится глазам? ( ответы детей: чистота, свет, морковь, черника).
Воспитатель
13 ноября отмечается Международный день слепых. Конечно, очень сложно не иметь возможности видеть, но люди без зрения могут жить такой же жизнью как и мы. У них есть подручные средства, которые им помогают.
Работа с презентацией о слепых людях.
Воспитатель
Дети с нарушением зрения также как и мы очень любят сказки. Давайте вместе с Вами сделаем им подарки.
Дети вместе с педагогом изготавливают иллюстрации к сказке «Колобок» с помощью пластилинографии приемом барельеф.
Воспитатель
Спасибо всем за работу, у вас получились замечательные иллюстрации. Как вы думаете они понравятся детям? (ответы детей) Что нового и интересного Вы сегодня для себя узнали? (дети рассказывают свои впечатления)