Лилиана Бушуева
«Верные помощники — органы чувств». Познавательное занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».
Цель:
- формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств;
-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
Публикация «„Верные помощники — органы чувств“, Познавательное занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
- развивать активную речь детей;
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.
Материалы и пособия:
- изображения органов чувств для оформления лаборатории;
- слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;
- картинки для игры «Наложенные рисунки»;
- баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.
- грецкий орех;
- четыре знакомые мелодии для слухового восприятия;
- тактильные дощечки для определения материала;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».
- трубочки для коктейля;
- темные очки, халаты по количеству детей.
Предварительная работа:
- провести ознакомительные занятия по органам чувств;
- рассматривание анатомического атласа;
- знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств.
Ход занятия:
Воспитатель. (В группе). Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию по изучению органов чувств. В лабораториях обычно надевают халаты. Мы тоже их наденем, повесим бейджики и отправимся. (На двери музыкального зала висит табличка «Лаборатория по изучению органов чувств»). Вот мы и в лаборатории. Посмотрите, как много гостей ученых ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. (Дети разными словами приветствуют гостей). А теперь пора приступить к нашей работе. Для начала помассируем орешками наши ладошки и пальчики. Это непростой орех, а орешек знания.
Орешек знанья твердый,
Но всё же, мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание наше «Хочу все знать».
Воспитатель. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших помощниках, о наших органах чувств.
Почему их называют помощниками? (Ответы детей).
Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, все правильно назвали. Первый орган чувств - это … Отгадайте мою загадку. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).
Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).
Как устроены глаза? (рассматривание слайдов 1,2).
Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно делать гимнастику для глаз).
Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
(посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем.
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали –
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Игра «Наложенные рисунки»
( Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)
Воспитатель. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.
Слышат всё они вокруг.
Кто есть враг, а кто есть друг!
Люди носят в них серёжки.
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки.
И зовут сестричек … ушки.
Какой это орган? (Орган слуха).
Для чего нужны уши? (Слышать звуки).
Как устроены уши? (рассматривание слайдов 3,4).
Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные, музыкальные и т. д.) Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.
Игра «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию».
Воспитатель. Третий орган чувств. Сначала отгадаем загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
Какой это орган? (Орган обоняния).
Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).
Как устроен нос? (рассматривание слайдов 5,6).
Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные).
Игра «Угадай запах», «Кляксография с коктейльной соломинкой»
(выдувание кляксы на листе бумаги через трубочку для коктейля, пока клякса не приобретет какую-либо форму, образ).
Воспитатель. Четвертый орган чувств.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… кожа.
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Как устроена кожа? (Рассматривание слайдов7,8).
Какую поверхность чувствует кожа?
Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками».
( Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета)
Воспитатель. Последний орган чувств.
Всегда во рту,
Да не проглотишь. (Язык).
Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
Как устроен язык? (рассматривание слайдов 9, 10).
Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).
Игра «Узнай продукт и вкус пищи».
А теперь попробуйте вспомнить и сказать поговорки и пословицы про органы чувств. В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
Глаза боятся, а руки делают.
Честные глаза вбок не глядят.
Чтобы увидеть звезды, надо открыть глаза.
Язык до Киева доведёт.
Без языка и колокол нем.
Языком масла не собьёшь.
Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.
Нежность определяется не мягкостью кожи, а поведением. К коже ума не пришьешь.
В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Воспитатель. Мы сегодня много узнали о наших органах чувств, напоследок я хотела бы, чтобы вы назвали правила здоровья. (Дети называют правила сохранения здоровья). А нашим гостям мы подарим на память конфетные цветы, ведь их можно потрогать, понюхать, любоваться ими, а если сильно захотеть, то можно их и услышать, и почувствовать вкус.