Юлия Колпачева
«Дружба крепкая не сломается» долгосрочный проект в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема. Истоки умения дружить закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со сверстниками. Однако в современной жизни, когда многие любящие родители стараются оградить малыша от детского сада, и он все время проводит в основном со взрослыми, особенно важно обсудить необходимость общения со сверстниками для формирования коммуникативных умений.
Актуальность темы. Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Публикация «„Дружба крепкая не сломается“ долгосрочный проект в средней группе» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Модель трех вопросов
Что мы знаем о дружбе? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Это когда все друзья
Дружат все вместе
Идут за руки
Вместе гуляют
Вместе делают цветочки
Играют вместе
Никого не обижают
Что мы хотим узнать?
Как мирится
Как нужно дружить
Как мы узнаем?
От родителей
Из телевизорва
От воспитателя
Цель: воспитание дружеских чувств : доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи проекта :
1. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение работать в команде.
1. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
2. Развивать коммуникативные навыки, социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость, терпимость).
3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок.
1. Расширять и систематизировать представления детей о том, что значит «Уметь дружить»
2. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный
Воспитатель раскрывает проблему, вхождение детей в проект.
Вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
2. Планирование деятельности.
- изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.
- выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т. А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия).
- разработать цикл бесед на тему «Давайте жить дружно».
- подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;
- разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности;
- подборка детских стихотворений, пословиц и поговорок, картинок о дружбе.
-изготовить пособия «Пословицы и поговорки», «Крылатые выражения».
- разработать консультации для родителей о том
ДЕТИ.
Разучивание игр, стихотворений,
РОДИТЕЛИ.
- создание необходимой предметно-развивающей среды : организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;
- подготовка фотовыставки «Мои друзья»
- подготовка сообщения на тему «Мой друг»
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Этап Сроки Образовательная область Содержание образовательной деятельности Результат
Деятельность воспитателя Деятельность детей Работа с родителями
Подготовительный сентябрь Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;
Выявление первоначальных знаний детей о дружбе;
Подбор литературы, фотографий;
Ввод детей в проблему.
Принятие задачи проекта.
Анкетирование родителей;
Консультация
Уровень избирательных отношений
Высокий – 5%
Средний – 26%
Низкий –69%.
Родители информированы,
В группе рганизован уголок уединения, у детей вызван интерес
Основной Октябрь-ноябрь Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Что такое дружба?» «Если с другом вышел в путь»; «Драться или договариваться»; «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает» Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»;
Информирование по тематике бесед. Консультация для родителей
«Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»
Развитие свободного общения детей со сверстниками, коммуникативных навыков, всех компонентов речи.
Познавательное развитие НОД
ФЭМП «Лунтик и его друзья»
познавательное развитие «Дружба» Рассматривание фото выставки «Мои друзья», беседы по ней Подготовка фотоматериалов для выставки Появление познавательного интереса у детей.
Речевое развитие Продолжать учить составлять рассказ, описание. Расширить словарный запас детей Дидактическая игра «Наши добрые слова», Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»; Составить с детьми рассказ на тему «Мой друг», подготовить его пересказ; Консультация для родителей
«Дружба»
Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование «Портрет моего друга»
лепка «Угощенье для друзей»
Чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов. Рисование «Подарки для друзей», аппликация с элементами нетрадиционных техник «Друзья наши меньшие» Рекомендуется приобрести раскраски, книги, мультфильмы на тему «Дружба» Чувство радости от творческой деятельности.
Физическое развитие Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании. Подвижные игры: «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты Подборка родителями подвижных игр в которые можно играть с друзьями Повышение двигательной активности
Заключительный декабрь Повышение уровня знаний детей о дружбе, вызвано желание дорожить дружбой и друзьями
фотовыставка «Мои друзья» Выставка работ: «Мой друг», «Угощение для друзей»
Развитие активного интереса.
План осуществления проекта (основной этап)
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
1. Утро
2. Непосресредственно образовательная деятельность
3. Прогулка
3. Вторая половина дня Беседы: «Что такое дружба?»
Д/и «Наши добрые слова»
ФЭМП «Лунтик и его друзья»
Подвижные игры: «Подарки», «Позови ласково»
Чтение произведения «Настоящий друг» М. Пляцковского Рекомендуется приобрести раскраски, книги, мультфильмы на тему «Дружба»
Чтение Лилиан Мур «Крошка Енот, и тот, кто сидит в пруду»; просмотр мультфильма Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой»
Рекомендуются беседы о дружбе
Подготовка фотоматериалов для выставки Рисование «Подарки для друзей»
Прослушивание «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского) и придумывание движений под музыку
СРИ «Шоферы» с сюжетом «Друзья дальнобойщики»
Рисование «Ты мой друг»
Содержание проекта
1. Создание уголка уединения
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах "уголков психологической разгрузки".
Задачи:
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Актуальность проблемы. Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
2. Диагностика детей по методикам «Секрет», разработанной Т. А. Репиной
Цель: выявить систему существующих между детьми избирательных отношений.
Стимульный материал: 3 открытки
Методика проведения: каждый ребенок должен выбрать «по секрету» 3 детей из группы и подарить им открытки (самую лучшую, красивую и менее красивую). Фамилии и имена детей заносят в специальную таблицу. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной.
В протоколе отмечают каждый выбор специальным цветом:
Красный – 1 выбор самая лучшая)
Синий – 2 выбор (красивая)
Зеленый – 3 выбор (менее красивая)
Обработка результатов:
1 группа – «Звезды» /6 и более выборов/ 2 группа – предпочитаемые /3-5 выборов/
3 группа – принятые /1-2 выбора/ 4 группа – непринятые /0 выборов/
Выводы об уровне развития:
10б – очень высокий
6-9б - высокий
3-6 б – средний
0 – 2 б – низкий
Протокол обследования
«Звезды» /6 и более выборов/ принятые /1-2 выбора/ 2 группа – предпочитаемые /3-5 выборов/
4 группа – непринятые /0 выборов/
3 16% 9 47% 6 32% 1 5%
Уровень избирательных отношений %
очень высокий -
высокий 1 -5%
средний 5- 26%
низкий 13-69%
Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов)-3 детей, «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов)- 6 детей, «принятые» (1-2 выбора)-9 детей, «непринятые» (не имеют выбора)-1 ребенок. Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. В группу «непринятые» входит один ребенок, который недавно перешел в данную группу и находится в периоде адаптации.
Важным диагностических коэффициентом, характеризующим характер отношений, существующих в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат дает возможность сделать следующие выводы: дети с очень высоким уровнем избирательных отношений отсутствуют, дети с высоким уровнем составляют лишь 5%, средний уровень- 26%, а большинство детей с низким уровнем избирательных отношений это составляет 69%. Это связано с тем, что лишь к 6,5–7 годам формируется произвольность высших психических функций, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками, большинство детей проявляют самостоятельность, активность и инициативность в играх и общении. А в 4 года у детей существует лишь предпосылки к этому.
20. Чтение художественных произведений
- стихи Агнии Барто;
-Сергей Михалков «Дядя Степа»;
- Алан Милн «Винни- Пух и все- все- все»;
- произведения Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково», «Дневник медвежонка», «Про чудака лягушонка»;
-Лилиан Мур «Крошка Енот, и тот, кто сидит в пруду»;
- произведения В. Сутеева «Палочка- выручалочка», «Умелые руки», «Елка»;
-произведения В. Чижикова «Наше Вам с кисточкой», «Петя и Потап»;
- Григорий Остер «Сказочные истории»;
-Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;
- Самуил Маршак «Кошкин дом»
- «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского.
21. Просмотр мультфильмов:
• "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
• "Котенок по имени Гав"
• "Лис и охотничий пес"
• "Умка"
• "Тимка и Димка"
• "Винни Пух"
• "38 попугаев"
• "Маша и медведь"
22. Слушанье музыкальных произведении:
«Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной», музыка - Игоря Ефремова, слова - Ирины Токмаковой, поёт - Клара Румянова
«Если с другом вышел в путь» Слова М. Танича, музыка В. Я. Шаинского
В. Я. Шаинского «Дружба крепкая не сломается»
«Все мы делим пополам» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
«Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).
«Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).
«Песенка друзей» (сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).
«Песня о дружбе» (сл. Г. Гриенко, муз. Ю. Рожавской).
«Мы дружные ребята» (сл. Н. Найденовой, муз. С. Разоренова).
«Песенка друзей» (сл. Я. Акима, муз. В. Герчик).
«Песенка дружных ребят» (сл. И. Черницкой, муз. С. Соснина).
«Песня о дружбе» (сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова).
23. Пословицы о дружбе
• Дружбу топором не разрубишь
• Дружба от не дружбы близко живёт
• Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
• Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)
• Без друга – сирота, с другом – семьянин
• Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
• Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии
• Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
• Старый друг лучше новых двух
• Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
• Не держи сто рублей, держи сто друзей
• Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь
24. НОД:
- рисование «Портрет моего друга»
Цель: Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии предметов ИЗО, в частности жанра живописи- портрет. Вызвать интерес к жанру живописи- портрет.
Образовательные задачи:
совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, толерантность, желание радовать людей.
Развивающие задачи:
-Развивать у детей фантазию, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, чувство цвета, вызывать желание передавать красоту, умение слушать друг друга, делать простейшие умозаключения.
-Учить рисовать портрет, добиваться выразительности через настроение, мелкие детали, окраску и длину волос.
-Продолжить учить рассматривать и анализировать свои: брови, глаза (цвет, носик, ротик, развивать самостоятельность, фантазию и творчество.
-Закреплять умения работы с разным нажимом карандаша, умение рисовать круг, овал, дуги, пользоваться красками и кисточками.
МАТЕРИАЛ: лист А/4, простой карандаш, ластик, кисточки,краски, портреты, шаблон (лицо - овал)
- лепка «Угощенье для друзей»
Программное содержание: Учить детей лепить угощение для животных изпластилина. Закрепить освоенные способы лепки и приемы украшения изделия (раскатывание шара, сплющивание его между ладоней, вдавливание, нанесение отпечатков).Воспитывать отзывчивость и доброту.
Оборудование и материалы: игрушка –белка, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, круглое печенье
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, физ – минутка, рассматривание печенья, использование наглядности, объяснение воспитателя, пальчиковая гимнастика, беседа, вопросы, индивидуальная работа, анализ.
- ФЭМП «Лунтик и его друзья»
Задачи:
Образовательные:
Количество и счет:
Закрепить знание количественного счета.
Форма.
Закреплять умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры и их свойства: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ориентировка во времени:
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Закреплять знания детей в определении части суток
Развивающие:
Развивать мышление: учить видеть закономерности.
Воспитательные:
Вырабатывать у детей личностные качества - самостоятельность, аккуратность.
Активизация словаря:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, утро, день, вечер, ночь.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска, картинка- изображение Лунтика и его друзей, изображения деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный:
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона на каждого ребенка.
Организация детей:
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Рассаживает детей за парты по двое, с учетом индивидуальных особенностей.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
- познавательное развитие «Дружба»
Программное содержание:
Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
Учить простым способом выхода из конфликта
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте
5. Беседы: «Что такое дружба?» «Если с другом вышел в путь»; «Драться или договариваться»; «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»;
6. Дидактические и настольно-печатные игры: Дидактическая игра «Наши добрые слова», Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»; Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение».
7. Подвижные игры: «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты
8. Пальчиковая гимнастика:
«Дружные пальчики»
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел.
«Наша группа»
В нашей группе все друзья.
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
9. Фотовыставка «Мои друзья»
10. Пересказ сообщения на тему «Мой друг»
11. Консультации для родителей
Консультация для родителей
«Дружба» и «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»