Юлия Тришина
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем дальше в будущее входим, тем
больше краем родным мы дорожим…»
Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры краеведения во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, народной музыки, устного народного творчества, краеведческой работы и т. д.
Публикация «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В ФГОС ДО и других документах об образовании определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, умеющего воспринимать целостность окружающего мира, умеющего непосредственно эмоционально относиться к окружающим людям, сочувствовать к их нуждам и переживаниям. В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007 г.) краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что духовно- нравственное и патриотическое воспитание, включая и краеведение рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка
Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции. Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание о своем крае, – ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние.
Краеведческое воспитанием в ДОУ : формирование представлений у детей о Малой Родине, о ее историческом прошлом, о настоящем и будущем; изучение культурных традиций родного края; знакомство с его достопримечательностями; формирование чувства гордости за свой край; воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию. Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора в работе по краеведению делается на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения Краеведческое воспитание оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, приобщение детей дошкольного возраста к культуре народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.
Задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы; создание предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе краеведения; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.
Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; расширяет кругозор дошкольников, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания; способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений; вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни. Объединяя материалы по территориальному признаку, краеведение позволяет углубить представление о своей малой родине, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края. Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. Целенаправленную работу по нравственно–патриотическому воспитанию педагоги нашего дошкольного учреждения проводят на протяжении нескольких лет. Она проводится по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Это тщательно спланированный, кропотливый, ежедневная труд. Модель развития включает в себя: развития интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, играми и фольклором.
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГОС ДО : комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; использование необходимого и достаточного материала, введение культурных и региональных компонентов; построение предметно - развивающейся среды (отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития). Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ строится на принципах проблематизации, культуросообразности, ценностно-ориентированного подхода, учета возрастных особенностей, развития личностных качеств ребенка, принципы свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности и наглядности, системности, последовательности и занимательности, опоры на ведущую деятельность, адресности и активности. В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, иконографией. А также прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах; экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с достопримечательностями Самарской области и города Тольятти, с символикой городов Самары и Тольятти. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте.
Основные формы познания краеведения – наблюдение и подведение итогов, включающие в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т. п. Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей через краеведение. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. Критериями оценки объективной результативности в качестве обобщенных оценочных показателей выступают количественные и духовно-нравственные параметры : толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на любовь и защиту родного края и Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей. В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей через краеведение, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ, расширение связей ДОУ с социумом. формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ. Перспектива дальнейшей работы Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию через краеведение. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
Вывод Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Только слаженная работа специалистов ДОУ: педагогов, музыкального руководителя, координированная заведующим дошкольного учреждения и старшим воспитателем, имеющая поддержку у родителей, даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью
Список используемой литературы
1 Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3. Аксельрод В. И. «С чего начинается Родина» //Внешкольник, № 3, 2003
4. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Просвещение, 1988
6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещ, 1984 7. Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание», № 6, 2003