Ирина Каменская
Физминутка как средство повышения эффективности занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. на оздоровление организма детей. Комплексы - это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.
Публикация «Физминутка как средство повышения эффективности занятия» размещена в разделах
Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) - повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Упражнения для физкультминуток подбирается с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей младшего дошкольного возраста включают 2-3 упражнения, для детей старшего дошкольного возраста - 3-4.
На занятиях по лепке и рисованию, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Детям даются движения для кисти, пальцев - это потряхивание, вращение, сгибание, разгибание и др. Физкультминутка также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, которые требуют большой усидчивости и внимания детей. В данном случае даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.
Правила организации и проведения физкультминуток
1. Для эффективности выполнения упражнений ребенку необходим образ, который позволяет выполнять упражнения, точно имитируя движения какого-либо персонажа.
2. Темп выполнения упражнений спокойный. У детей нельзя сбивать настрой на основное занятие, так как физкультминутки - только его часть.
3. Упражнения нужно составить с учетом биологического принципа проведения упражнений, т. е. вначале выполняются упражнения, направленные на шейно-плечевой отдел, затем на туловище, потом на ноги.
4. Вместо прыжков лучше использовать упражнения на перекат стопы с носочка на пяточку (стоя или сидя) или ходьбу на внутренней и внешней стороне стопы, носочках, пяточках для профилактики плоскостопия.
5. Во втором комплексе упражнений проводить гимнастику для глаз и пальчиковую (по 2-3 упражнения).
6. Во время занятий можно использовать музыку (не громкую и не быструю, лучше классическую) для большей мотивации ребенка.
Физкультминутки - это весело, полезно и интересно!