Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности по развитию связной речи".
Слайд 2
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть речью – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
Публикация «Выступление на педсовете из опыта работы „Повышение эффективности занятий по развитию связной речи“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Слайд 3
Учебная программа дошкольного образования подчеркивает важность формирования компетентной, самосознательной личности, способной свободно мыслить, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения в любой жизненной ситуации. Ставит перед педагогом следующие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста:
Слайд 4
• Приобщать детей к богатству языка, формировать ценностное отношение к нему;
• Развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности;
• Формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности;
• Совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге;
• Самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы;
• Развивать словесное творчество.
Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция речи - коммуникативная. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
Изменения, происходящие в нашей стране, обусловливают необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем. Поэтому, оптимизировать образовательный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста. Чтобы речевое взаимодействие детей было более эффективным воспитателю необходимо создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.
Слайд 5
Наиболее значимыми средствами повышения эффективности специально организованной деятельности по развитию связной речи являются следующие методы и приемы:
• Игры (логоритмические, пальчиковые, сюжетно-дидактические,
• Словесные упражнения,
• Дидактические и словесные игры с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии,
• Интерактивные игры с использованием электронных презентаций,
• Вопросы, подводящие детей к «открытию» новых знаний,
• Проблемные ситуации,
• Экспериментирование со словом,
• Использование игровой технологии моделирования – мнемотехники,
• Использование информационно-коммуникативных технологий.
Слайд 6
Логоритмические игры и упражнения, пальчиковые игры используются на занятиях по развитию связной речи с целью сохранению и укреплению здоровья детей, развития общей и мелкой моторики, с целью здоровьесбережения.
Слайд 7
В группе собрана большая картотека таких игр и упражнений.
Слайд 8
Для обучения монологу-описанию используются дидактические игры «Загадай животное»,
«Нарисуем портрет друга», «Подарки», «Собери описание»,
Слайд 9
сюжетно-дидактические игры, в которых дети, исполняя роль, должны описать предмет «Магазин игрушек»,
«Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин» и др.
В обучении монологу-повествованию эффективны игры-инсценировки с игрушками, дидактические игры с наглядным материалом «Расположи по порядку», «Что сначала, что потом».
Для освоения монолога-рассуждения результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления. Например: «Небылицы в картинках», «Что лишнее».
Слайд 10
Словесные упражнения, способствующие активизации словарного запаса ( например: «Зимние слова», «Цепочка из слов» - дети стоят в кругу и, передавая мяч, называют слова цепочкой. Новое слово начинается с последнего звука предыдущего слова: автобус – слива – арбуз и т. д.).
Словесные упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи ( например: «Говори наоборот» - активизация словаря, подбор антонимов, «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - на подбор слов-действий, «Мячик маленький поймаем и словечко приласкаем» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Слайд 11, 12
Для закрепления речевых навыков у дошкольников используются речевые игры, изготовленные воспитателем «Книжный теремок», «Живые картинки», «Восстанови сюжет», «Расскажи сказку», «Составь предложение», «Литературные часы», «Наши любимые сказки».
Эти игры находятся в книжном уголке, в свободном доступе для детей.
Слайд 13
Дидактические и словесные игры с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии способствуют не только развитию связной речи дошкольников, но и развитию творческого воображения, умений преобразовывать объекты. Игры, основанные на методах ТРИЗ, отвечают интересам современных детей.
Цель таких игр разнообразна. Например:
• «Что умеет делать?» - игра на формирование умения выявлять признаки и функции объекта. Ведущий называет объект или показывает объект (его можно загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
• «Раньше-позже», «Чем был - чем стал» - игры на определение линии развития объекта.
• «Дразнилка» - игра на расширение активного словаря воспитанников. Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще. ( например: «кошка», дети «Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка»).
• «Где живет?», «Мои друзья» - игры на выявление над-системных связей. Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Например: мои друзья те, кто умеет прыгать. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
• «Что можно сказать о предмете, если там есть…» - игра на определение под-системных связей объекта. Задача игроков по части объекта или предмета назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
• «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот» - игры на поиск противоречий объекта, обучение детей умениям выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, т. е. находить противоречия.
• «На что похоже», «Сравни», «Найди отличия» - игры на сравнение систем.
Слайд 14
• «Все в мире перепуталось», «Построй башню»,
«Из чего это сделано?»,
«Обувной салат» - игры на классификацию объектов.
• Универсальные системные игры. Выбирается объект и определяется его функция, рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема, способствующие выполнению функции, находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема). Объект и его функция рассматривается в прошлом. Объект и его функция рассматривается в будущем.
Слайд 15
Использование в работе вопросов, подводящих детей к «открытию» новых знаний способствует развитию у детей навыков рассуждения, умения делать логические выводы и умозаключения, развитию монологической речи. Вот виды таких вопросов:
• Вопросы на установление сходства и различия («Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений?»);
• Вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?.);
• Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа («К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком?»);
• Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия («Может ли быть вода твердой?»);
• Вопросы-шутки («На каком дереве сидит ворона во время дождя?»);
• Риторические вопросы («Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая»);
• Вопросы на сравнение несоотносимых предметов («Чем похожи кнопка и телевизор?»);
• Вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал).
Включение в занятия с детьми проблемных ситуаций также способствует развитию монологической речи, навыков рассуждения. Например: проблемная ситуация «На улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть?».
Экспериментирование со словом осуществляется в процессе сочинения новых сказок, загадок, стихов, объяснения значения слов.
Слайд 16
Использование игровой технологии моделирования способствует возникновению мотивации речевого общения, расширению и активизации словаря, появлению фразовой речи у ребёнка. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В ее основе сочетание наглядности и плана высказывания.
Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов (с детьми 3-4 лет, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Слайд 17
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе с детьми :
• по обогащению словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказе литературных произведений,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Слайд 18, 19
В группе собрана электронная картотека мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года, для пересказа сказок, рассказов. Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц создаем разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Данные методы и приемы используются в сочетании с информационными и цифровыми образовательными ресурсами, что отвечает требованиям, предъявляемым к современному педагогу.
Слайд 19
Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов современного образования в Республике Беларусь. Одним из главных достоинств ИКТ является усиление наглядности. Хочу напомнить высказывание К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».
Использование компьютерных технологий в специально организованной деятельности дошкольников помогает:
• увеличить объём материала, сделать образовательный процесс более информационным, зрелищным;
• поддерживать внимание воспитанников на протяжении всего времени обучения;
• переключать восприятие детей с аудио- на визуальное, что способствует более полному ознакомлению с предметами и явлениями, повышает креативность ребенка, создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
• активизировать познавательный интерес воспитанников.
Наиболее часто занятия по развитию речи я провожу с мультимедийной поддержкой, включая в презентацию следующие интерактивные материалы: фотографии, видеоролики, видеофрагменты сказок, мультфильмов, отрывки из электронных книг, электронные выставки. Применение таких презентаций позволяет использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Слайд 20
При помощи информационных технологий разработаны интерактивные дидактические игры «Узнай нос животного», «Наведи порядок в квартире», «Четвертый лишний», «Ответь правильно»,
Слайд 21
«Найди общий признак», «Подбери головной убор», «Составь пары», «Найди ошибки художника», «Что сначала, что потом», «Назови одним словом», «Чего не хватает», которые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Использование вышеперечисленных методов и приемов в работе с детьми способствует активизации мыслительной деятельности детей, развивает зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. А это в свою очередь благотворно влияет на формирование речевых навыков детей.