МААМ-картинки

Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)

Новикова Людмила Валериевна
Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)

Новикова Людмила Валериевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования определяют родителей, как полноценных участников педагогического процесса, ответственных не только за воспитание, но и за образование детей.

Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Эти дети особенные, требующие повышенного внимания, индивидуального подхода со стороны педагогов. У таких деток зачастую встречаются проблемы с произвольным вниманием, они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться, у них слабая концентрация внимания. Детям с недоразвитием речи бывает сложно выделять свойства и качества предметов, сравнивать и группировать предметы по определённым признакам. У них есть проблемы с логическим мышлением, памятью. Этим деткам сложно запоминать стихи, загадки, скороговорки и другой речевой материал. Встречаются задержки интеллектуального развития. Задерживается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой, грамматической и смысловой стороне речи. Дети не используют сложные предложения, в речи мало прилагательных, глаголов, неправильно употребляют предлоги, часто допускают грамматические ошибки, скудный словарный запас, речь «бедна» и однообразна.

Публикация «Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)» размещена в разделах

Всё это свидетельства плохо развитой связной речи у детей с недоразвитием речи. А ведь связная речь необходима для всестороннего развития личности ребёнка, для развития его коммуникативных способностей и для дальнейшего успешного обучения в школе.

Поэтому, одна из основных задач воспитания и обучения, стоящих в таких группах перед педагогами, это – формирование связной речи у детей. В процессе формирования связной речи наиболее интенсивно происходит умственное развитие детей, развитие мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, наблюдательности, воображения.

Работая с такими детьми уже много лет, мы пришли к выводу, что наша работа по формированию связной речи у детей с ОНР будет более продуктивной, если привлечь к активному содействию в решении этой сложной задачи семью. Мы стараемся взаимодействовать с каждой семьёй, используя принцип индивидуального подхода, учитываем структуру семьи, социальное положение, стиль семейных отношений. Чтобы узнать каждую семью лучше, проводим анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, наблюдаем за общением родителей с детьми и прочее.

Огромное значение для успешной совместной работы имеет использование коммуникативных ресурсов – установление личностных положительных связей между педагогами и родителями воспитанников. Мы понимаем, что для благоприятных условий воспитания детей в семье, родители должны обладать определёнными знаниями о физическом, психическом, умственном, речевом развитии ребёнка данного возраста. Они должны обладать и практическими умениями и навыками элементарной педагогической деятельности. Мы стараемся помочь родителям в вопросах воспитания, обучения, речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Педагогические беседы с родителями, в сочетании с консультациями, родительскими собраниями и наглядным материалом, повышают педагогический уровень родителей.

Очень важно обеспечить возможность для непосредственного общения детей, родителей и педагогов, для сотрудничества педагогов и родителей в решении задач по воспитанию и развитию детей. Для этого были выбраны несколько нетрадиционные формы работы с семьёй – это подготовка и проведение открытых мероприятий с участием родителей. Такие мероприятия являются для родителей своеобразной «педагогической лабораторией», где они учатся общаться со своим ребёнком, больше узнают о нём, осваивают новые методы и приёмы общения с ребёнком. Родители, на таких мероприятиях, повышают свой педагогический уровень: учатся задавать ребёнку вопросы, требующие развёрнутого ответа, осознают необходимость расширять словарный запас ребёнка, следить за правильным произношением уже поставленных звуков и т. п.

Ценность такой совместной работы в том, что родители становятся ближе к своим детям, начинают осознавать свою роль в развитии личности своего ребёнка, в развитии его внимания, памяти, связной речи. Эти мероприятия – «маленькая школа» для родителей, где они обучаются с интересом и, сами того не замечая, приобретают новые знания о воспитании своих детей, о новых способах общения при совместной деятельности с ними.

Беседуя с родителями, консультируя их, научив их, мы предлагаем помочь ребёнку в подготовке к открытому мероприятию, чтобы он чувствовал себя более уверенно. Поэтому значительная работа по подготовке речевого материала (разучивание стихов, пословиц, поговорок, закличек; составление с ребёнком рассказов, сказок, загадок; знакомство с новыми словами, их смысловым значением, активизация словарного запаса; подбор прилагательных и глаголов к новым словам) выполняется в семье. Обследовательские действия с предметами, которые будут использованы во время совместной деятельности детей, педагогов и родителей, тоже предлагается осуществлять в домашних условиях, потому что в семье имеются для этого больше возможностей, чем у дошкольного учреждения.

Педагоги обучают родителей тому, как правильно организовать эту деятельность, способную обогатить тактильный опыт ребёнка, его знания, словарный запас, развить мелкую моторику, память, произвольное внимание, а значит, и связную речь.

Совместно с родителями мы готовим и проводим различные викторины, конкурсы, вечера развлечений, кулинарные занятия. Такая совместная деятельность с родителями вызывает у детей радость, гордость за себя и своих близких, уверенность в своих силах, формирует умения и навыки, обогащает новыми интересными знаниями, обогащает и активизирует словарный запас, развивает любознательность, наблюдательность и внимание, делает родителей и детей единомышленниками, сближает их. В результате, происходит интенсивное развитие связной речи у детей с недоразвитием связной речи, да и у любого дошкольника. Поэтому такая форма работы с родителями, на наш взгляд, очень продуктивна.

Приобщая родителей к совместной деятельности с детьми в процессе открытых групповых мероприятий, мы заметили, что родители стали чаще интересоваться жизнью детей в группе, стали охотнее принимать участие в таких мероприятиях, предлагать свои идеи, высказывать свои пожелания, свои взгляды на эту совместную деятельность.

Даже те родители, кто был «не за», стали потихонечку «вступать» в нашу команду.

Воспитатели группы становились им ближе, отношения становились более доверительными, образовывалась «команда единомышленников».

Некоторые родители стали проявлять желание принять участие не только в организации, но и в проведение непрерывной образовательной деятельности. Теперь у нас бывает и так, что занятие проводит вместе с воспитателем чья-то мама. И мы несказанно этому рады.

Воспитатели, дети и их родители лучше узнают друг друга в процессе совместной деятельности, становятся соучастниками общей деятельности.

И, получаемый результат, превосходит все наши ожидания. Ребёнок чувствует себя более раскрепощённым, повышается его речевая активность, появляется непреодолимое желание высказаться, поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, с воспитателями, обогащается речь и жизненный опыт детей.

В конце такой совместной деятельности мы благодарим друг друга за сотрудничество.

Публикации по теме:

Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Исследовательская работа «Развитие связной речи у детей 4–5 лет в процессе театрализованной игры» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Из опыта работы «Влияние сказки на развитие связной речи детей» Из опыта работы. Влияние сказки на развитие связной речи детей. «Художественное творчество на основании мотивов национального – прекрасно.

Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет»Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет» Речь является одним из главных средств общения людей. Известно, что интеллектуальное развития ребёнка зависит от его уровня развития речи.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Семинар «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы речевого развития:Проблема речевого.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 20:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД