МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»

Алена Маслова
Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

1) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает следующие компоненты:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС“» размещена в разделах

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.

Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен. Рассказы детей даже на близкую им тему отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью.

В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей - всё это способствует увеличению количества детей с несформированной связной речью.

Поэтому в 2018 года я четко определилась с темой по самообразованию и сформулировала её так: «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО».

Сформулировала цель работы над данной темой :

-систематизация работы по развитию связной речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленной цели обозначила ряд задач:

-изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития связной речи у детей дошкольного возраста;

-разработать перспективный план реализации проблемной темы;

-выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития связной речи у детей;

-определить способы приобщения родителей к работе над развитием связной речи;

-систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой работы;

-представить коллегам наработанный опыт реализации темы по самообразованию.

При составлении плана по самообразованию я определила

методы и приемы в работе с детьми :

Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Практические:

Все виды игр с речевым содержанием.

Дидактические игры

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Наметила план работы на год.

В начале учебного года была проведена диагностика в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Оценка по всем заданиям выражалась по 3-х бальной системе.

Задания для выявления уровня овладения связной речью были следующие:

1. Ребенку предлагалось составить рассказ по картине «Моя семья»,

2. Рассказать об игрушке, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

3. Ребенку предлагалось рассказать свою любимую сказку.

4. Рассказывание стихотворения наизусть.

В диагностике принимали участие дети средней группы (21 чел.).

Она показала, что количество детей с несвязной речью превышает количество детей даже со средним уровнем на 6%.

Самостоятельно с заданиями не справился ни один ребенок

с помощью воспитателя 10 (47%) детей

и низкий уровень показали 11 (53%,

Диагностика показала, что у детей небольшой опыт монологической речи, бедный активный словарь, они не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

Работа по развитию связной речи ребёнка в нашей группе осуществляется в

в процессе всей практической деятельности (используются все режимные моменты, игры, занятия, наблюдения, экскурсии) и в определенной последовательность в занятиях:

• С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к общению.

• По иллюстрациям сказок учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их с последовательным развитием действия.

• Затем дети должны были рассказать сказку или составить рассказ при помощи сюжетных картинок, которые располагались в определенной последовательности.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами, использование фольклора, народных игр, игровых приговоров, песенок в совместной деятельности- одно из направлений речевого развития. Художественная литература является источником и средством развития всех сторон речи.

В группе создан «Книжный уголок», он удобно расположен,

хорошо освещен, эстетично оформлен. Стараюсь его обновлять, делать его уютным, привлекательным, вывешиваю репродукции картин, портреты писателей и поэтов.

Книжный уголок доступен для детей. Они активно пользуются литературой, которая в нём помещена.

Активно использую в своей работе нетрадиционный прием– ИЗОСКАЗКИ, стимулирующий речевое развитие детей дошкольного возраста.

Во время чтения сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки.

Интересным приемом является комментируемое рисование придуманной сказки. Его суть заключается в том, что берется большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинаешь придумывать сказку и рисовать вместе с детьми и озвучивать. Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах.

Из инновационных комбинированных технологии использую:

Мнемотаблицы, целью которых является:

Составление рассказа

Пересказ художественных текстов.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Отгадывание и загадывание загадок.

Заучивание стихотворений.

Информационно – коммуникационные технологии

– одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Хочется отдельно остановиться на роли здоровьесберегающей технологии в формировании связной речи ребенка.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Это уже доказано учеными.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. С детьми использую такие вид работ :

а) застегивание и расстегивание пуговиц;

б) шнурование ботинок;

в) шнуровка на специальных рамках;

г) нанизывание колец на тесьму;

д) игры с мозаикой;

е) сортировка мозаики по ячейкам;

ж) игры с конструкторами;

з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).

Очень полезны упражнения на развитие мелкой моторики рук ребенка:

лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги (аппликации, изготовление поделок из природного материала: шишек, бересты, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают и воображение, фантазию ребёнка.

Все эти упражнения развивают мелкую моторику ребёнка, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус, развивают интеллект.

Целенаправленно использую артикуляционную и дыхательную гимнастики.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу их эмоционально, в игровой форме.

Существует множество упражнений, проводимых в игровой форме и позволяющих развить и речевое дыхание : сдувать шапку одуванчика («Одуванчик», снежинки с руки, бумажные шарики со стола («Забей гол», надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть вслед кораблику, на игрушку - ветряную мельницу. Упражнения на постановку правильного дыхания позволяют сделать работу по развитию речи более эффективной. По этим видам гимнастик мною создана картотека.

• В протяжении всей работы над данной темы было собранно и изготовлено множество разнообразных дидактических игр.

• Например, на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовет», «Угадай по написанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек».

• Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия, побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение, формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

• Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путё м разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь». Такие игры способствуют связному рассказыванию.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю проведение различных досугов и развлечений. Они проводятся в соответствии с основной программой ДОУ. Совместно с детьми участвуем в открытых мероприятия, конкурсах и выставках, организуемые в рамках методической работы по речевому развитию.

Провожу индивидуальные и групповые консультации, родительское собрание, связанные с темой по самообразованию. Родители привлекались к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, неоднократно организовывала совместные выставки работ, регулярно помещала в «уголок для родителей» материалы по развитию речевой активности.

Обогащению связной речи детей способствует сюжетно- ролевая игра и театрализованная деятельность. Известный ученый Теплов Б. М. писала: «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем она богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.». Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе создан «театрализованный уголок», в котором размещены

различные виды театра: театр кукол, пальчиковый театр,

театр картинок, театр на перчатках, настольный театр,

театр на фланелеграфе, ложковой театр.

Проигрывая с детьми в ходе режимных моментов русские народные сказки : «Рукавичка», «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» ; «Три медведя», «Заюшкина избушка», предусмотренные программой, также способствуют развитию памяти, формируют положительные отношения между детьми, содействуют развитию монологической и диалогической речи. Весь накопленный материал помогает обновлению развивающей предметно пространственной среды в группе.

В середине (январе) учебного года была проведена повторная диагностика детей.

Для обследования были отобраны те же виды заданий и средства наглядности, что и при начальном обследовании.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Высокий уровень показали 5 детей (24%);

средний уровень показали 12 детей (57%);

низкий уровень показали 4 ребенка (19%).

Диагностика показала положительную динамику. Высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями речи. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это свидетельство того, что организованная мною работа по развитию связной речи эффективна.

Я провела анализ диагностики детей дошкольного возраста, полученные в результате обучения по выделенным критериям.

Так, на начальном этапе диагностики

с помощью воспитателя справилось 53% (11 детей,

не справились с задание 47% (10 детей,

в середине обучения

самостоятельно справились 24% (5 детей,

с помощью воспитателя 57% (12 детей,

дети, которые не справились с заданием 19% (4).

Из таблицы видно, что в результате обучения самостоятельно раскрыть содержание смогли 5 (24%) от всех детей, а с помощью воспитателя разница составила 1 (4%, а количество детей совсем не справившиеся с заданиями уменьшился на 6 (28%).

Анализ текстов, составленных детьми, показал, что у дошкольников в основном сформированы умения и навыки, обеспечивающие общую структуру оформленности текста. Практически все дети выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст.

Объём высказывания в ходе выполнения заданий представлен по-разному. Так при пересказе литературных произведений в тексте можно выделить в среднем на начало учебного года составляло 1-2 предложения с помощью воспитателя, то на середину года отдельные дети самостоятельно могли составить 3- 4 предложения.

Анализ грамматического строя показывает, что дети начинают применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То на середину года в речи детей появляются полные, распространенные предложения, увеличилось количество сложных и с прямой речью. Если на начало эксперимента дети использовали в рассказах один вид связи (цепная местоименная, то к середине года появляется и формально-сочинительная связь.

В заключение Обобщение опыта работы хочется сказать :

Итак, в ходе работы над темой по самообразованию мною были раскрыты следующие вопросы:

понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;

особенности развития связной речи в дошкольном детстве;

задачи и содержание обучения связной речи;

методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи.

Диагностическая часть работы показала, что дети дошкольного возраста способны создать высказывания повествовательного типа. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. Мне нравиться обращается за помощью к детям, прошу что- то рассказать для сверстников, привлекаю их к подбору более красивых и правильных высказываний. Это сложная и кропотливая работа, но благодаря ей речь воспитанников становится связной, интересной для слушателей. Игровая форма обучения детей связной речи сделала её привлекательной и более результативной.

Дети охотнее вступают в общение со взрослыми и сверстниками, учатся отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживаю стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Стараюсь больше внимания уделять качеству ответов детей: учу отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно приобщаю детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания других детей.

В течение всего периода продолжалась работа по воспитанию культуры общения: формированию умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В рамках методических мероприятий стараюсь показать наработанный мною материал. Так на педагогическом совете по направлению «Современные подходы в организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» выступила с сообщением «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастав контексте ФГОС ДО» (26.12.2018 г., протокол №2 педсовета);

на заседании методического объединения по речевому развитию подготовила и провела открытое интегрированное занятие «Путешествие в осенний лес», подготовила лепбук «Осень в лесу» (октябрь 2018г.);

для студентов Куртамышского филиала Курганского педколледжа в рамках семинара- практикума провела мастер- класс «Дыхательная гимнастика как средство развития связной речи детей» (январь 2019г) ;

подготовила и провела родительское собрание по теме «Сказкотерапия как средство речевого развития дошкольников» (ноябрь 2018г.);

в мае 2018 года приняла участие в районном конкурсе «Защита проектов»;

размещаю методический материал на сайте ДОУ и сайте maam.

Хочется сказать, что работа с детьми по развитию речи не закончилась, она продолжается.

Публикации по теме:

Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС» «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО" (Из опыта работы) ФГОС дошкольного образования определяет общение,.

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Старший воспитатель МБДОУ № 4 «Ласточка» Е. Г. Журавская Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного.

Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до»Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до» Цель: Активизация родителей, для участия в образовательном процессе, по развитию речи детей 2-3 лет в условиях введения ФГОС ДО. Задачи:.

Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Описание проведения исследовательской работы и анализ результатов исследования по развитию связной речи дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС» Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) «Обучать без вреда для здоровья – это не задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 14:45
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи дошкольников в условиях внедрения и реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Маслова (УИ 613704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД