Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»

Ирина Крамер
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»

«Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО"

(Из опыта работы)

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (ФГОС, п. 1.4.). Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывается следующим образом:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.

• Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

• Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

• В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, существенно изменяя межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.

Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий. «…Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) напрямую зависит от взрослого, который находится рядом с детьми.

Вот почему столь важно педагогу, прежде всего, глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавая игровую мотивацию и опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовывая каждого ребенка тематикой проекта, значимо поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, а при составлении совместного плана над проектом поддерживать детскую инициативу.Необходимо тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок может иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Творческий подход педагога к реализации проекта ориентирует детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. А на заключительном этапе проекта необходимо тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами каждый проект должен быть, доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В своей практике я использую разные по продолжительности проекты: краткосрочные, средней продолжительности. Но мне больше нравятся долгосрочные проекты, которые длятся от одной-двух недель, и больше. Работая в проекте, не всегда просто создать условия для формирования предпосылок поисковой деятельности у дошколят, не все дети могут проявить инициативу и самостоятельность, ожидая помощи или подсказки взрослого. У детей старшего дошкольного возраста не у всех развито умение находить способы решения той или иной проблемы. Постепенно формируются умения применять определенные методы, способствующие решению поставленной задачи, а также умение предлагать различные варианты разрешения проблемы. В процессе совместной исследовательской деятельности дети учатся вести конструктивные беседы.

Любой проект начинаю с выбора темы для более глубокого изучения, причем необходима проблема, взятая из реальной жизни. Вместе с детьми составляем план предстоящей познавательной деятельности. Запуск темы осуществляю методом 3-х вопросов (по Лидии Свирской). И здесь, задача воспитателя при работе с детским интересом: не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно, на этом этапе «Поймать» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему? Откуда).

Какова же цель «метода 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать. Здесь важно уточнить представления детей по теме, выдвинуть гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявить ожидания, выдвинуть идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.

Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того какая тема.

Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: привнесение соответствующей художественной, научно – популярной литературы для совместного чтения или самостоятельного изучения; предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т. д. Обязательно знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь родителям.

И здесь необходимо нацелить родителей на поддержание детской инициативы: пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения, которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.

Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.

Интересно проработан проект по выращиванию овощей. С приходом весны с детьми сеяли семена цветов и овощей, и возник вопрос, «если посадить морковку и свеклу не семечками, а срезанными верхушками - вырастет овощ или нет?». Результаты наблюдений фиксировали в альбоме, позже была организована выставка необычных овощей и фруктов «Осенние фантазии».

В рамках календарно-тематического планирования был проведен проект по теме «Хорошая книга – лучший друг», где итоговым продуктом стали книжки-малышки, изготовленные руками старших дошкольников, которые они подарили детям первой младшей группы. Так же проведена акция для родителей «Подари книгу детям», за счет чего была пополнена групповая библиотека.

А во время работы над проектом «Ищем приметы весны…», дети каждый день, отыскивая изменения в ближайшем окружении, делали зарисовки, создав папку «Сто почему про весну…», название которой придумали вместе, решив дополнить ее рисунками, сделанные вместе с родителями дома и аппликацией перелетных птиц, изготовленных на занятии. Эту папку долго дети рассматривали в самостоятельной деятельности, показывая и рассказывая родителям и детям соседней группы.

В этом году я работаю с ребятами подготовительной к школе группе, и, конечно же основной задачей в работе с детьми этого возраста является формирование мотивационной готовности к школе.

Поэтому был запущен долгосрочный групповой проект под названием «Скоро в школу мы пойдем!», где важно сформировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации в школе. В ходе проектауже проведено ряд интересных мероприятий: экскурсии в школу, где дети познакомились с профессией учителя, побывали в спортивном зале на уроке физкультуры, посетили школьную библиотеку, уроки технологии для девочек и мальчиков, побывали в столовой и в актовом зале, посидели за настоящими партами с первоклассниками.

Пригласили к себе в группу на встречу первоклассницу, бывшую воспитанницу детского сада. Родители активно были вовлечены в организацию тематической выставки «Мы тоже были учениками», для которой они принесли не только свои фотографии школьных лет, но и школьные принадлежности (портфель, пенал, краски, линейки, подставки под ручки, галстук, и даже школьную форму). Совместно с родителями был изготовлен тематический альбом с иллюстрированными рассказами «Путешествие в прошлое школьных принадлежностей…».

Предполагаемые продукты данного проектапланируются в двух направлениях: это внешние - проведение детско-родительской встречи «Я готов учиться в школе!» - интеллектуальный марафон с созданием презентации «Мы хотим в школу!». И внутренние - осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.

ВЫВОД

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю: высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала; активное участие родителей в жизни ДОУ. Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.

Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в межличностных отношениях дошкольников, где дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.

Считаю, что через использование технологии проектирования дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Опыт работы «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании детей в условиях реализации ФГОС» Для ребенка семья – главная и почти единственная школа воспитания:. Если он посещает детский сад, то воспитание осуществляется в единстве.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС»Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме "Организация экспериментирования в.

Опыт работы «Экспериментирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДОУ» Расскажи -и я забуду, покажи -и я Запомню, дай попробовать –и я Пойму! Усиливается, всё прочно и на Долго, когда ребёнок слышит, видит.

Педагогический час «Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС» "Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО" Доклад «Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» Старший воспитатель.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС до Статья для воспитателей Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время.

Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 15:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июня. День игр с водой на МААМ

Важному энергетическому ресурсу, без которого жизнь на планете Земля невозможна, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой идей, как провести этот праздник, и...

14 июня. День солнышка на МААМ

Не зря всё-таки Солнышко рисуют чаще всего с добрым и улыбающимся лицом. Всё живое нуждается в нём. Если много дней подряд оно не появляется из-за туч, то мы скучаем по нему и грустим. А когда появится...


Горячие темочки