Юлия Самсонова
Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Публикация «Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фонопедический метод и упражнения для развития голоса
- Темочки
Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет - высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление).
К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.
Взрослым следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом до-школьникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших - от ля малой октавы.
Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.
О фонопедическом методе развития голоса В. В. Емельянова (ФМРГ)
«Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянов. Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного ниверситета).В прошлом врачу – фониатору. профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа (педагогическая технология) установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. ( Для справки: Фониатрия - это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата, фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками). Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Фонопедический метод развития голоса также направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у вокалиста любого возраста способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т. е. правильно себя слушать и слышать.
Для работы с детьми автором предусмотрены голосовые игры.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции : выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.
Упражнения ФМРГ Фонопедический метод развития голоса, имеет прежде всего, технологическую направленность. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют, тренируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это: •Расширение диапазона;
•Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
•Усиление насыщенности звука;
•Полетность;
•Улучшение вибрато;
•Большая певучесть звука;
•Свобода;
•Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Важное значение имеют фонопедические упражнения и в профилактике простудных заболеваний верхних дыхательных путей и заболеваний горла. В работе музыкального руководителя детского сада данный метод развития детского голоса может применяться как фрагментарно в организованной образовательной музыкальной деятельности, так и полностью при оказании дополнительных музыкальных образовательный услуг – в работе с хором или индивидуальной работе по вокалу с детьми дошкольного возраста. Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений :
• артикуляционная гимнастика;
• координирующие интонационно фонетические упражнения;
• активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);
• тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского и женского голоса; (с 9 лет)
• тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога-«П»; (с 9 лет)
• тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса. Каждая группа упражнений имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны. Освоение программы по развитию голоса при помощи фонопедического метода В. Емельянова (ФМРГ) предполагает несколько последовательных уровней обучения: 1 уровень. Дошкольники и младшие школьники, не проходившие обучение в дошкольных учреждениях.