Приложение МААМ

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора

Наталья Егорова
Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования

фольклора»

Актуальность темы:

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей в раннем дошкольном возрасте. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

Публикация «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора» размещена в разделах

Прежде всего, следует обратить внимание на способность детей понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К. И. Чуковский, «словами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира». Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами. Все эти образы - слова можно почерпнуть из детского фольклора. Детский фольклор оказывает неоценимую помощь в формировании словаря.

В своей работе я поставила цель:

Обогащение и активизация словарного запаса, повышение уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста, средствами малых форм фольклора.

Для достижения поставленной цели поставила перед собой задачи:

1. Провести мониторинг по определению уровня активного словарного запаса детей, уровня речевого развития детей.

2. Разработать систему работы поэтапного формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.

3. Внедрить в образовательный процесс интеграцию работы с малыми фольклорными формами в разных видах деятельности.

4. Использовать малые фольклорные формы в создании развивающего потенциала речевой среды.

5. Обеспечить индивидуальный образовательный маршрут развития каждого ребенка

6. Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах обогащение и активизации словарного запаса детей и уровня речевого развития.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Анализируя знания детей о фольклоре мы выявили следующие результаты: Дети мало знают потешек, поговорок. Не называют писателей. Названия сказок,героев сказок. Поэтому решением стало разработать методы и приё мы по теме Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования

фольклора»

Составила перспективный план работы на год в который включила все виды фольклора в разных формах деятельности.

Подобрала и систематизировала:

• Игры развивающие внимание и слуховое восприятие

• Игры развивающие силу голоса и темп речи.

• Игры на формирование правильного звукопроизношения.

• Игры на развитие речевого дыхания.

• Пальчиковые игры способствующие речевому развитию

• Игры на развитие артикуляционного аппарата

Все эти игры способствуют более активному и качественному формированию речевой активности детей, накоплению активного словаря.

Игры и упражнения отрабатываются на фольклорном материале. Один и тот же фольклорный материал стараюсь отработать на всех играх и упражнениях, довожу до автоматизма тот или иной приём, затем усложняю речевой материал, приёмы выполнения упражнений.

Пример:

1. Заучивание потешки.

2. Подражание героям потешки.

3. Выразительное проговаривание потешки.

4. Драматизация по потешке.

5. Рисование,лепка и аппликация героев из потешки.

Готовя совместно с музыкальным руководителем игры-драматизации для детей. С инструктором по физическому воспитанию- игры-занятия. Использую уже отработанные с детьми игровые приёмы, знакомый фольклорный материал. Дети с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, так как ничего незнакомого для них нет, дети показывают результат, те знания и умения, которые они уже усвоили.

Музыкальное сопровождение и праздничная обстановка, создаёт эмоционально-комфортный настрой детей, что помогает детям раскрыть все потенциальные возможности и способности.

С целью выявления педагогической грамотности родителей, провела социологический опрос, из чего сделала следующие выводы:

• некоторые родители делают ошибки в воспитании детей, но не хотят их видеть;

• другие считают, что воспитанием ребенка должны заниматься педагоги, поскольку это их обязанность;

• в некоторых семьях общение ограничивается взаимными претензиями.

Сделала вывод о том, что большинство родителей молодого возраста не обладают жизненным опытом, достаточными педагогическими знаниями.

Я познакомила родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков с использованием фольклорных игр.

Проводила практическое занятие : «Как проводить дыхательную и пальчиковую гимнастику в домашних условиях, используя пестовый фольклор».

Организовала выставку детских книг по фольклору - потешек, пестушек, сказок, песенок. С этими произведениями народного творчества родители продолжать знакомить детей дома.

Предлагала материалы из педагогических изданий, периодической печати. Организовала библиотеку выходного дня, где размещала интересующую родителей литературу по развитию связной речи детей посредством фольклора.

Организовала совместные развлечения детей с родителями : «Дружная семейка», «Матрена-затейница», «Веселая ярмарка».

Проводила совместные занятия родителей с детьми, основной целью которых являлось полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик. Причем, родители принимали самое активное участие в играх и делах ребенка: вместе строили башенки из кубиков, возили машинки, качали и кормили кукол, вслух громко читали детские стихи, потешки, песенки, танцевали в паре со своим ребенком, лепили, рисовали, клеили и все это делали всерьез! Только подражая взрослому, которого дети любят, которому доверяют, ребенок может развиваться активно и полноценно.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: “Жили-были”, а кончаются приговоркой: “Стали жить-поживать и добра наживать”. Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”, и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Публикации по теме:

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора
Опубликовано: 20 января 2015 в 16:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Егорова (УИ 260240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД