Лучший педагог года

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Москвитина Вера Владимировна
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста

«Формирование финансовой грамотности детей

дошкольного возраста»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

Публикация «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, говорится: «Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов».

Финансовая грамотность – это одна из компетенций современного человека, показывающая степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

В России очень низкий процент финансовой грамотности населения. Взрослое население не знает, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Современные условия жизни диктуют необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи:

• знают о существовании денег,

• ходят с родителями по магазинам,

• сталкиваются с рекламой,

• вместе с родителями оплачивают счета в банке, и т. д. ,

получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. И чем раньше научить детей грамотно относится к деньгам, и опыту их рационального использования, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Финансово-экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений о бережливости, рачительности, смекалке, трудолюбии, умении планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность моего подхода к финансово-экономическому воспитанию заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Насыщение жизни дошкольников элементарными финансовыми азами, способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

В дошкольной педагогике проблеме экономического воспитания и обучения уделялось внимание в работах таких исследователей как Роза Семеновна Буре, Ирина Владимировна Житко, Лия Михайловна Казарян, и др.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.

Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Опыт базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», а также вариативной программы «Мой первый шаг к миллиону», разработанной рабочей группой нашего детского сада. Организация образовательного процесса основана на использовании 5 блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

Первый блок - «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Изучая его, дети учатся понимать, что труд приносит доход. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Второй блок - «Идем за покупками». Здесь дети изучают, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. Как можно расплатиться за товар (наличный и безналичный расчет). Дети узнают, что такое реклама, какое влияние она может оказать на них. Мы разбираем цепочку продажа-товар-обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево цена-покупка. Учимся рекламировать свой товар, попутно оттачивая творческие и ораторские способности.

В блоке «Сохранить и приумножить» объясняю детям разницу между желаниями и потребностями. Дети учатся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли им нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. Показываю разницу между ведением личного и семейного бюджетов, поясняю зачем надо копить и сберегать, как можно копить и как экономить. Ребенок должен узнать, как можно сохранить и приумножить свои сбережения, семейный бюджет и богатства своего края. Научиться экономить воду и электричество.

Задания блока «Не в деньгах счастье» помогают детям узнать, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, здоровье, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Блок «Мой первый шаг к миллиону» развивает креативность и творческое мышление, учит детей нестандартно мыслить, активно строить социо-культурные связи, способствует развитию ораторского искусства.

Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.

Каждый блок предусматривает проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т. д., который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара»); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения. Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми. Организация мини музея кошельков или выставка копилок.

Основная идея моей работы в данном направлении – создание комфортной среды общения и самореализации для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

В своей работе я опираюсь на новые формы развивающего обучения, при которых формируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, что продиктовано современными требованиями к дошкольному образованию Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основная технология взаимодействия при ознакомлении с финансовой грамотой - игровая. Так как ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.

Также я активно использую проектную и технологию интерактивного обучения, основанные на поддержке детской инициативы в различных видах деятельности, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Успешность каждого дошкольника.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах :

• Беседы о финансовой грамотности, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии.

• Тематические занятия по ознакомлению с элементарными финансовыми понятиями.

• Сюжетно-ролевые и настольные игры.

• Обыгрывание проблемных ситуаций.

• Чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

• Организация выставок и мини музеев по данной тематике с привлечением родителей.

Стараюсь не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданное пространство детской реализации позволяет каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивает формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Принципы, на которых строится наша деятельность очень просты: от простого к сложному, принцип наглядности, и принцип индивидуализации, что обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательно-образовательный процесс.

Конечно, одному педагогу все это не под силу, мне помогает целая команда наших творческих педагогов и родителей. Совместный труд повышает интерес к данной теме всех участников образовательных отношений, оживляет путь познания сложных экономических явлений, дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Работая с детьми по блочной системе, возможно, достичь цели: воспитание с детских лет разумного потребителя, умеющего ценить заботу взрослых, их труд, любую полезную деятельность. Это один из путей воспитания субъекта созидательной деятельности.

Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников проводилось на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой Аллы Алексеевны «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» уровней развития. Обследование проводилось в начале и конце года.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности экономических знаний.

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Таким образом, использование блочной системы по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAMДидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAM Возрастная адресность: для детей 4-6 лет Цель: формирование знаний воспитанников о предназначении банкомата, его функции и особенностях.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими рукамиДидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими руками Дидактическое пособие «Экономический куб» включает в себя две игры: лото по финансовой грамотности «Доходы-расходы» и «Что можно и нельзя.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2022 в 18:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД