Светлана Литвишко
Формирование физических качеств (ловкость, быстрота) при организации двигательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств определяет успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни.
Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствуют этому в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.
Публикация «Формирование физических качеств (ловкость, быстрота) при организации двигательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Ловкость. Способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. У ребенка формирование ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движение. Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке, перепрыгнуть через предмет и т. д.). А также метания, игры с мячом, прыжки, лазанье и разные упражнения с предметами скакалкой, палками и т. д. Приветствуются упражнение вдвоём с шестами, обручами, шнуром и т. п. Задача развитие ловкости требует систематической смены упражнений. Чем больше у ребёнка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Тест 1
ЦЕЛЬ: Оценить ловкость в прыжках через скакалку.
Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.
Также для развития ручной ловкости можно проводить занимательные игры и упражнения. Например «Найди мяч» (дети по сигналу передают маленький мячик за спиной, а водящий старается найти того человека, у которого в данный момент находится мяч, «Проведи мяч» (ведение мяча об пол между предметами «змейкой»-кто быстрее, «Пройди с мячом» (дети бегут или идут до условной черты, удерживая маленькие мячи на ракетке).
Быстрота. Она проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, часто неоднократно повторяющихся движений. Развивается в процессе обучения детей основным движениям. Используются упражнения в быстром и медленном беге : чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанциях с переходом на более спокойный темп, используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном колене и др.) Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменить характер движения, его быстроту в зависимости от ситуации.
Тест 2
ЦЕЛЬ: Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта. Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м).На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша, за которой на расстоянии 5—7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!»— взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3—5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Вовремя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Можно сделать вывод о необходимости постепенного, систематического развития ловкости и быстроты. И это способствует возможности укреплению и сохранению здоровья детей,вырабатывать у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнение физических упражнений. Участвуя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни.