Лучший педагог года

Формирование коммуникативных навыков как средство социализации детей-сирот

Светлана Чувилева
Формирование коммуникативных навыков как средство социализации детей-сирот

В основном усвоение житейских правил и умений, их воспроизводство происходит в семье, в повседневной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, полностью обслуживать себя, вести домашнее хозяйство, заботиться о близких. В действующих моделях детских домов, школах-интернатах, приютах у детей отсутствует условия для приобретения собственного жизненного опыта, ограничены контакты с внешним миром, они уверены, что их проблемы должен решить кто-то другой, не умеют найти выход из трудного положения и не имеют представления куда обратиться за помощью в сложных жизненных ситуациях. Практика показывает, что основной проблемой выпускников таких организаций является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков как средство социализации детей-сирот» размещена в разделах

Один из самых критических моментов в жизни детей-сирот – это переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни.

Для того чтобы дети-сироты испытывали меньше трудностей, необходимо проводить специальную работу по их социально-бытовому обучению и развитию, по подготовке к самостоятельной, независимой жизни. Такая работа ежедневно ведется воспитателями и охватывает такие направления, как взаимоотношения с окружающими; культура поведения; бытовой, общественно полезный труд; личная гигиена, охрана здоровья; торговля, транспорт, жилище; средства связи, медицинская помощь; основы семьи, бюджет; учреждения, организации.

воспитанников.

Сложность и многогранность проблемы социализации, обращение к ней педагогов подтверждают ее актуальность, особенно на современном этапе развития общества. Дети-сироты - особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота - это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей, - обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. Дети-сироты - это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации. Депривация (от позднелатинского deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Материнская депривация - социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие привязанности к взрослому человеку.

Нахождение ребенка в детском доме на полном государственном

обеспечении, создавая единую для всех внешнюю защищенность, не

обеспечивает связи со всем многообразием социума. Следствием является крайне ограниченный социальный опыт, который препятствует

формированию реальной психологической защищенности личности в

ситуациях вне учреждения. Результаты исследования свидетельствуют, что наиболее напряженный, смысловой, аффективный центр внутренней позиции современного подростка-воспитанника составляет проблема выбора будущей профессии и программы образования на предстоящие годы. При этом каждый второй воспитанник не знает свои способности и склонности, поэтому не в состоянии реально оценить свои шансы на успех в той или иной деятельности. К концу пребывания в детском доме выпускники, в основном, строят личностные и жизненные планы, не соотнесенные со своими потенциальными возможностями.

Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности [].

Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния социального педагога на развитие и формирование коммуникативных навыков у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений.

В этой связи огромную роль имеет формирование коммуникативных навыков воспитанников детского дома.

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;

– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой;

– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать "нет";

– умения оказывать сочувствие, поддержку;

– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д.

Социализация - это процесс обучения и усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе. Человек является активным участником процесса социализации. Она связана с активным деятельным участием самого человека в нём. В процессе социализации индивидуума есть несколько составляющих. Одна из них - это социальная адаптация, т. е. обучение и приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям новой для него среды. Именно на этом этапе формируется способность личности сочетать индивидуальные и общественные интересы. Воспитанники в детских домах и школах-интернатах исключены из различных взаимоотношений, таких как взаимоотношения в семье, материальные взаимоотношения, обеспечивающие существование, социальные услуги и социальной безопасность и др. Именно такие условия жизни формируют из воспитанников личность, которой сложно и практически невозможно адаптироваться к условиям существования в современном обществе.

Заключение:

Работа по формированию коммуникативных навыков у подростков позволила выделить условия эффективности и результативности деятельности педагога по формированию коммуникативных навыков у подростков :

Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.

Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности : Содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.

Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов социальным педагогом и воспитателем. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания социально-психологических тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.

Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243470-1658385007 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков как средство социализации детей-сирот
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 23:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД