МААМ-картинки

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы (3 фото)

Наталия Вшивцева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы

Четыре года назад я набрала младенческую группу, дети пришли в детский садик с 10 месяцев. Дети не умели еще ходить, в памперсах, с пустышками, сосками. Какую же тему выбрать самообразования? И ко мне пришла мысль- конечно же формирование у детей культурно гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды и обуви это норма человеческих отношений. Если ребёнка постоянно приучать к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко вырабатываются привычки следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы» размещена в разделах

Приобретенные в детстве гигиенические навыки и привычки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Дети, пришедшие в садик, не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, правильно держать ложку и пользоваться горшком.

Процедура мытья рук в жизни ребенка должна стать своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, как и одевание, умывание и прием пищи.

Во время формирования привычки мыть руки правильно, я использую художественное слово – поговорки, потешки, что в свою очередь превращает обыденное дело в увлекательный процесс.

«Теплая водичка

Моет Ане (другое имя) личико,

Будет чистым лобик, носик,

Подбородок, щечки, ротик.

Как умылись хорошо,

Стало чисто и свежо» или

«Чтоб микробы убежали,

Чтобы глазоньки сияли,

В руки наберем водичку

И умоем наше личико»

Кроме этого, для обеспечения правильного мытья рук в работе по воспитанию культурно гигиенических навыков использую алгоритм мытья рук. Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Такую картинку повесила в умывальной комнате перед раковинами для мытья рук и лица.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы

Так как дети мои маленькие, я решила использовать для умывания не простое мыло, а в виде фигурок: бабочка, ягодка, зубик, грибочек, которые были эстетичны и интересны детям. Да и маленькие по размеру.

Фото №1 Четыре года назад я набрала младенческую группу дети пришли в детский садик с месяцев

Еще использовала методическое пособие-кубик «Правила этикета за столом». На картинках дети знакомятся с правилами поведения за столом: опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой, выходя из-за стола по окончанию еды и благодарить.

Фото №2 Дети не умели еще ходить в памперсах с пустышками сосками

«Тили-час, тили-час,

Вот обед у нас сейчас.

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

Воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне…

Вот и кончился обед.» или

«У котёнка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котё нку:

- Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

Нужно съесть её скорей!»

Самообслуживание является основным видом труда детей раннего возраста. Воспитание у ребенка навыков самообслуживания - довольно длительный процесс. Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков на первом месте стоит прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком.

Дети в младшем возрасте часто надевают обувь наоборот, здесь использую игровое упражнение «Туфельки поссорились-помирились».

Учу детей одеваться и раздеваться самостоятельно. Для ребенка одевание – сложный процесс, который состоит из нескольких последовательных действий, когда нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки. В процессе одевания столкнулась с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. Для успешного освоения навыков самообслуживания и на развитие мелкой моторики рук я использую разнообразные игровые ситуации и упражнения :«Каждая ножка в свой домик», «Во что одета кукла Даша», «Катя одевается на прогулку». И конечно же использую потешки:

«Полезен воздух для детей –

Скорее одевайся!

Зови гулять с собой друзей,

Прогулкой наслаждайся!» или

«Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! –

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь.

В свой домишко попадешь.» или

«Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять:

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,

Одели на ножки

Красные сапожки.»

Формируя навыки самообслуживания, я воспитываю у детей и бережное отношение к вещам. Как научить беречь игрушки и после игры убирать их на место?

Для начала надо познакомить детей с местами хранения игрушек. Способ хранения игрушек должен быть доступный: ребёнку удобно достать и убрать игрушку после игры. Очень важно, чтобы место для игрушек были постоянным. Чтобы малыш запомнил, в каком шкафу, на какой полке находятся игрушки. Приучая детей к порядку, так же использую художественное слово:

«А теперь за дело дружно!

Убирать игрушки нужно!» или

«Все машины ждут

Куклы, мишки ждут,

Когда к ним подойдут,

И на место уберут»

И конечно же, обращаю внимание детей как красиво, когда игрушки стоят на месте. И конечно же всегда хвалю своих маленьких детей.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. И конечно через игры, стихи, потешки, сказки. Детям трудно запомнить наши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит, и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет нашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (1 часть) Карточка 1. - "Мы кушаем". Цель: учить детей правильно держать ложку в правой руке (в левой для левшей). - Кушаем аккуратно". Цель: учить.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые приемы
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 17:58
+116Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД