Приложение МААМ

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Зульфия Равхатовна Мельник
Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться.

Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания.

Мишка пришел в детский сад и хочет идти с детьми гулять. Дети одеваются гулять, Мишка может «комментировать» поведение детей во время одевания или воспитатель просит детей показать Мишке как нужно одеваться на прогулку.

2. Угостим куклу чаем.

Цель: в игровой форме формировать у детей правила этикета за столом.

Публикация «Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети вместе с педагогом, в начале обучения игре, или самостоятельно, в дальнейшем, накрывают на стол к чаю. Приглашают куклу к чаю, угощают её, предлагая различные сладости, чай, бутерброды или другие угощения. В процессе игры дети отрабатывают правила этикета за столом, диалоговое общение.

3. Почему обиделась мама?

Цель: помочь детям анализировать собственные поступки и искать выход из затруднительных эмоциональных ситуаций.

Воспитатель рассказывает историю общения мамы и ребенка, в результате которой ребенок проявляет неуважение к труду матери дома. Педагог предлагает детям пути примирения мамы и ребенка, проговорить способы извинения.

4. Устранение беспорядка в одежде вместе с Мишуткой.

Цель: в игровой форме побуждать детей внимательно относиться к порядку в собственном внешнем виде.

К детям приходить в гости медвежонок Миша, его одежда запачкана, застёгнута неправильно, рубашка не заправлена в брюки и т. д. Педагог предлагает детям указать Мишутке на непорядок в одежде и исправить его. Одновременно с Мишуткой дети ищут непорядок в своей одежде.

5. Научим кукол полоскать рот питьевой водой после приёма пищи.

Цель: формировать у детей в игровой форме элементарных гигиенических навыков.

В гости к детям приходит кукла, она жалуется, что после еды у неё во рту остаются остатки пищи. Она просит помощи у детей. Дети показывают кукле как нужно полоскать рот после В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию когда надо попросить соседа по столу передать печение. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника.

6. Попросим соседа передать печенье, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать печение. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника.

7. Попросим соседа передать салфетку, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать салфетку. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника или завтрака.

8. Обучение использования туалетной бумаги.

Цель: привитие правил гигиены.

В процессе сюжетно – ролевой игры создать ситуацию, когда кукле надо в туалет, обыграть этот момент и на примере куклы показать как нужно пользоваться туалетной бумагой. Проговорить вместе с детьми когда, кем может использоваться туалетная бумага.

9. Покажи кукле Лене, как надо пользоваться туалетной бумагой.

Цель: в игровой форме закрепить навык пользования туалетной бумагой.

В гости к детям приходит кукла Лена и просит детей научить как и когда пользоваться туалетной бумагой.

10. Сами застегиваем пуговицы спереди на одежде.

Цель: обучение навыкам самообслуживания.

К детям приходит медвежонок в рубашке с расстёгнутыми пуговицами и просит детей научить его застегивать пуговицы. Один из детей помогает медвежонку застегнуть пуговицы. Затем дети могут на себе показать как они умеют застёгивать пуговицы. После прогулки или дневного сна можно организовать мини-соревнования на правильность застегивания пуговиц.

11. Спасибо поварам!

Цель: воспитание умения выражать благодарность за труд взрослых.

После завтрака педагог спрашивает детей : понравился ли завтрак, что понравилось больше всего, кто приготовил для детей такой завтрак, что необходимо сказать тем людям, которые о них заботится.

12. Самостоятельно обуваюсь.

Цель: с помощью эстафеты отработать навык самостоятельно обуваться.

При подготовке к прогулке или физкультурному занятию организовать эстафету по обуванию обуви.

13. Вместе с Мишуткой учимся завязывать шнурки.

Цель: в игровой форме отработка навыка завязывания шнурков.

В гости к детям приходит Мишутка и просит детей помочь ему научиться завязывать шнурки на ботинках. Можно использовать тренажеры для шнуровки.

14. Научим Зайчика чистить зубки.

Цель: в игровой форме отработка навыков личной гигиены.

В гости к детям приходит Зайчик и просит научить его правильно чистить зубы. Дети вместе с педагогом рассказывают Зайчику алгоритм чистки зубов.

15. Намыливаем руки.

Цель: отработка алгоритма мытья рук.

В гости к детям приходит доктор Айболит и говорит, что он получил сообщение о том, что в детском саду ещё не все дети научились правильно намыливать руки. Доктор Айболит хочет проверить, все ли дети группы правильно намыливают руки. Дети показываю ему, как они умеют намыливают руки, доктор Айболит хвалит детей или поправляет некоторых. Потом Айболит говорит, что очень рад, что дети этой группы правильно намыливают и моют руки, а он пойдет посмотрит как намыливают руки дети других групп. Доктор Айболит прощается с детьми и уходит. Воспитатель ещё раз с детьми проговаривает алгоритм мытья рук.

16. Покажем Мишутке, как мы умеем вешать одежду.

Цель: в игровой форме закреплять потребность соблюдать порядок в шкафчике для одежды.

Дети приходят после прогулки, а их в раздевалке уже ждет Мишутка. Он рассказывает детям, что его прислал Мойдодыр, он просил Мишутку посмотреть как дети вешают свою одежду в шкафчик, у всех ли порядок, и может кому-нибудь нужна помощь. Дети вместе с воспитателем показывают Мишутке, как они вешают одежду в шкафчик, на какие полочки складывают одежду.

17. Поможем Зайчишке завязать шнурки.

Цель: в игровой форме отработка навыка завязывания шнурков, воспитывать взаимопомощь.

В гости к детям приходит Зайчишка и рассказывает детям о том, что ему подарили новые ботинки с красивыми желтыми шнурками, а он не умеет их завязывать. Педагог предлагает помочь Зайчику. Дети показывают, как нужно завязывать шнурки на ботинках. Можно использовать тренажеры для шнуровки.

18. Чисто умываемся, насухо вытираемся.

Цель: закрепление алгоритма умывания и мытья рук.

Перед тем, как пойти мыть руки, педагог задает детям вопрос «Как правильно помыть руки?». Дети рассказывают и показывают как и в какой последовательности нужно мыть руки.

19. Покажи Мишутке, как пользоваться вилкой.

Цель: в игровой форме отработка навыка пользования вилкой.

В гости к детям приходит Мишутка. Он рассказывает детям, что его пригласили в гости к Принцессе Этикета на праздничный обед. Мишутка говорит, что ложкой он пользоваться умеет, а вот вилкой нет. Он просит детей помочь ему научится пользоваться вилкой. Дети рассказывают и показывают Мишутке как и в каком случае нужно пользоваться вилкой.

20. Поможем Мишутке застегнуть пуговицы.

Цель: в игровой форме отработка навыка застегивания пуговиц, воспитывать проявление взаимопомощи.

В гости к детям приходит Мишутка и просит детей помочь ему научиться застёгивать пуговицы на рубашке. Можно использовать тренажеры для мелкой моторики с пуговицами.

21. Научим грязнулю умываться.

Цель: в игровой форме закреплять стремление быть опрятным, закрепление алгоритма умывания.

К детям приходит кукла Маша, она грязная и неопрятная. Она рассказывает, что с ней никто не хочет играть, а почему она не понимает. Дети говорят, что с ней не играют, потому что она грязнуля (при затруднении воспитатель помогает проанализировать ситуацию «Почему с куклой могут не играть», подводит к выводу о том, что с грязнулями не хотят играть). Кукла просит детей помочь ей стать чистой. Дети рассказывают, как нужно поступить. Можно принести тазик с водой, губку, расчёску и привести куклу в порядок.

22. Аккуратно разложим салфетки.

Цель: обучение сервировке стола.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, как надо разложить и расставить салфетки. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя непосредственного приёма пищи.

23. Мои ушки чистые.

Цель: в игровой форме закреплять стремление быть чистым.

В гости к детям приходит Зайчик и рассказывает детям историю: его мама всё время напоминает ему о том, что необходимо мыть уши, но он не знает как и когда это надо делать. Дети вместе с педагогом рассказывают Зайке как нужно мыть уши, и зачем это надо делать.

24. Уберём одежду в шкафчик.

Цель: учить аккуратно складывать и вешать одежду в шкафчик.

В соревновательной форме организовать уборку одежды в шкафчик после прогулки. Любой сказочный герой проверяет правильность развешивания одежды и аккуратность.

25. Как мы лечим книжку.

Цель: закреплять умение пользоваться клеем, кистью, воспитывать бережное отношение к книгам.

К детям в гости приходит разорванная книжка, она жалуется на то, что малыши разорвали её, и просит ей помочь. Воспитатель предлагает починить книжку, обговаривает с детьми: что им понадобиться для работы, в какой последовательности они будут действовать. Педагог помогает детям при затруднении.

26. Кто поможет?

Цель: закреплять представления о трудовых действиях, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

Помощник воспитателя просит детям помочь ей в уборке игровой комнаты. Дети по желанию вытирают пыль, расставляют игрушки и игры, собирают игрушки для мытья или кукольное бельё для стирки.

27. Поможем кукле Кате встречать гостей.

Цель: в игровой форме закрепить знания об этикете встречи гостей.

К детям в гости приходит кукла Катя и рассказывает детям о том, что скоро к ней придут гости. Но как правильно встречать гостей она не знает и просит детей помочь ей в этом. Вместе с педагогом дети включаются в процесс приготовления к приёму гостей и помогают кукле Кате встречать гостей.

28. Попросим соседа передать булочку, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к полднику и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать булочку. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника или завтрака.

29. Проблемная ситуация «Зачем нужны салфетки».

Цель: сделать вывод о пользе использования салфеток.

В гости к ребятам приходит Мишутка. Он просит детей объяснить ему зачем нужны салфетки. Мама ставит на стол салфетницу, а он не знает для чего нужны салфетки и как ими пользоваться. Дети рассказывают и показывают Мишутке как надо пользоваться салфеткой.

30. Подружим наши тапочки.

Цель: в игровой форме закреплять навык правильно обуваться.

К детям в гости приходят две плачущие тапочки. Педагог спрашивает у них что случилось. Тапочки рассказывают о том, что девочка Маша ни разу не смогла одеть их правильно, от этого она постоянно падает и спотыкается. Девочка обижается на тапочки и говорит о том, что они в этом виноваты. Тапочки просят у детей помощи. Дети рассказывают тапочкам, как научить девочку Машу обувать тапочки всегда правильно.

31. Поможем кукле Наташе застегнуть пуговицы.

Цель: отработать навык застегивания пуговиц, воспитывать взаимопомощь.

В гости к детям приходит кукла Наташа. Она просит детей помочь ей научиться застёгивать пуговицы. Дети помогают кукле. Можно использовать плоскостные тренажеры.

32. Подбери зубную щетку к стаканчику.

Цель: закрепить названия цветов, учить бережно относиться к предметам гигиены.

Воспитатель организует соревнование «Подбери зубную щетку к стаканчику». Можно использовать настоящие детские зубные щетки или специально выполненные карточки с картинками разноцветными зубными щетками и стаканчиками. В ходе соревнований педагог уточняет у детей назначения зубных щеток, стаканчиков, правила гигиены полости рта.

33. Обсуждение правила «Когда я ем, я глух и нем».

Цель: в ходе обсуждения выработать правила поведения за столом.

Педагог организует беседу, в ходе которой проговаривает вместе с детьми правила поведения за столом, акцентирует внимание на опасность разговоров во время еды. Можно использовать картинки со строением горла человека.

34. Надену на себя одежду в правильной последовательности.

Цель: в соревновательной форме отработать алгоритм одевания.

Во время сбора на прогулку воспитатель организует соревнование по скоростному одеванию. Оценивается не только скорость надевания одежды, но и правильность, и аккуратность.

35. Не разговаривай с полным ртом.

Цель: в ходе обсуждения прийти к выработке правил поведения за столом.

Педагог организует беседу, в ходе которой проговаривает вместе с детьми правила поведения за столом, акцентирует внимание на опасность разговоров во время еды. Можно использовать картинки со строением горла человека. Воспитатель приводит примеры неправильного поведения за столом и их последствия. Просит детей сформулировать правила поведения за столом. Можно выполнить плакат «Правила поведения за столом», с учетом выработанных детьми правил.

36. Научим Зайчика правильно вести себя за столом.

Цель: в игровой форме закрепить и обобщить правила поведения за столом.

В гости к детям приходит Зайчик и жалуется детям на то, что мама ему говорит, что он не умеет вести себя за столом. Зайчик просит детей научить его правилам поведения за столом. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывают Зайчику правила поведения за столом.

37. Мы пользуемся носовым платком.

Цель учить детей своевременно пользоваться носовым платком.

В гости к детям приходит Айболит. Он спрашивает у детей умеют ли они пользоваться носовым платком и знают ли они когда и как им нужно пользоваться. Дети отвечают на вопросы Айболита. В конце разговора доктор подводит итоги беседы и формулирует правила пользования носовым платком.

38. Заинька полдничает с нами.

Цель: в игровой форме закрепление знаний о сервировке стола к полднику и правил поведения за столом.

В гости к детям приходит Зайчик. Он предлагает детям накрыть стол к полднику. Вместе с Зайчиком дети накрывают на стол, можно от имени Зайчика задавать детям вопросы по сервировке стола. Во время полдника Заинька наблюдает за детьми, может комментировать поведение детей за столом. Заинька помогает детям убрать со стола. После полдника Заинька обсуждает с детьми их поведение за столом.

39. Поможем няне накрыть на стол к полднику.

Цель: развивать интерес к трудовой деятельности взрослых, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

По инициативе воспитателя или няни дети накрывают на стол к полднику. Воспитатель подбадривает детей, хвалит, помогает.

40. Помоги другу одеться.

Цель: развивать взаимопомощь.

Педагог предлагает детям разделиться на пары, при затруднении можно использовать парные картинки и провести игру «Найди пару». Воспитатель объясняет детям дальнейшие действия. Один член пары помогает другому одеться: застегнуть пуговицы, заправиться, правильно обуться. В следующий раз дети в паре меняются местами или образуются другие пары. Педагог следит за тем, что один и тот же ребенок побывал и в роли одеваемого и в роли одевающего.

41. Почему надо быть опрятным и аккуратным?

Цель: разрешить проблемный вопрос, сделать вывод о пользе опрятности в одежде.

В гости к детям приходит Лисенок. Он рассказывает детям о том, что его мама просит его всегда быть опрятным и аккуратным на улице и за столом. Лисенок высказывает сомнения зачем это нужно и к не чему плохому неопрятность в одежде привести не может. С помощью педагога дети доказывают Лисенку, что всегда нужно быть опрятным и аккуратным и в одежде, и в еде.

42. Поможем няне накрыть стол к завтраку.

Цель: развивать интерес к трудовой деятельности взрослых, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

Утром педагог объявляет детям, что они сегодня становятся помощниками воспитателя и няни. Первое их задание: накрыть стол к завтраку, а потом убрать со стола и подготовить стола к занятиям.

43. У нас чисто.

Цель: развивать гордость за свои достижения.

После сбора игрушек перед приёмом пищи, педагог обращает внимание детей на порядок в их группе, спрашивает, за счет чего дети добиваются такого порядка, кто им в этом помогает, а кому помогают они.

44. Покажи Маше как надо поливать цветы.

Цель: в игровой форме отработать навык ухода за цветами.

В гости к детям приходит Маша и рассказывает о том, что ей на праздник подарили цветок в горшке. Но она не знает как за ним нужно ухаживать, как часто поливать и куда лучше его поставить. Дети помогают Маше решить эти вопросы.

45. Проверь все ли пуговицы застегнуты.

Цель: развивать наблюдательность, потребность быть опрятным.

После сна воспитатель задаёт вопрос «Все ли пуговицы вы застегнули?». Дети ищут не застёгнутые пуговицы у себя и у других детей, исправляют недостатки в одежде.

46. Найди свой носовой платок.

Цель: в соревновательной форме развивать память и внимательность.

После беседы «Зачем нужен носовой платок и как и когда им надо пользоваться» педагог организует малоподвижную игру «Найди свой носовой платок». Дети достают свои носовые платки, раскладывают на столике, могут описать свой платок. Потом воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает или меняет местами один платок. Дети открывают глаза и пытаются найти свой носовой платок или говорят что изменилось, в зависимости от задания воспитателя.

47. Расскажи Зайке зачем чистить зубы.

Цель: в игровой формы закрепить правила личной гигиены.

В гости к детям приходит Зайчик и говорит, что мама ему велит чистить зубы каждый день, а он не понимает за чем это делать. Дети в доступной форме пытаются объяснить Зайцу, зачем чистить зубы.

48. Что должен знать каждый о поведении за столом.

Цель: обобщить знания детей об этикете за столом.

В гости к детям приходит Лисичка и говорит, что её пригласили к лесной фее на ужин, а она не знает как себя вести за столом. Дети рассказывают Лисичке правила поведения за столом.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июля 2021 в 14:22
+132Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Равхатовна Мельник (УИ 1465309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД