Татьяна Викторовна
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками, иметь определенный уровень знаний, сознательно относиться к своему здоровью.
Цель: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
-Закреплять у детей правила личной гигиены;
-воспитывать у детей аккуратность, желание содержать лицо и руки в чистоте.
Предварительная работа:
Публикация «Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
-чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; К. Чуковский «Федорино горе»; Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;
-рассматривание иллюстраций к произведениям К. Чуковского, Агнии Барто, Владимира Маяковского.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Вид проекта: интегративный.
Продолжительность: 2 недели.
Содержание работы:
Беседа с элементами игры
Дети, в моем чудесном мешочке собраны предметы, помогающие нам сохранить здоровье. Сначала нужно будет отгадать загадку, а потом отыскать этот предмет в «Чудесном мешочке».
Игра «Чудесный мешочек» с загадыванием загадок о предметах личной гигиены.
Я мохната и кудрява,
Чисто мою вас, ребята.
(мочалка).
Даю вам чистоту и пену,
И уменьшаюсь постепенно (мыло).
Чтение скороговорки «Мыла Мила руки с мылом»
Загадки о предметах гигиены
Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка).
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца
Вытрет (полотенце).
С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня… (расческа).
У меня лежит в кармане,
Нужен он отцу и маме.
А сестрёнке нужно пять,
Чтоб под носом вытирать.
(носовой платок).
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(ножницы).
Игровое упражнение «Подстриги грязные ногти на руках».
Игра на внимание «Что пропало?»
Разложить на столе предметы гигиены: мыло, зубную щетку, зубную пасту, расческу, полотенце, мочалку, носовой платок, маникюрные ножницы.
Предложить одному из детей посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза (в это время убрать один из предметов).
-На слова: раз, два, три, посмотри!» ребенок открывает глаза и определяет, какого предмета не стало
Изготовление (вырезание) предметов гигиены из бумаги с использованием "способа бахромы".
Получились красивые полотенца для рук,
Носовые платочки,
Расчески.
Игра «Ровным кругом» с использованием самодельных предметов гигиены.
В центре круга стоит ребенок, который изображает роль предмета личной гигиены (мыла, зубной щетки, полотенца и т. д.). Ребенок показывает соответствующие движения, а дети повторяют. На следующую роль выбирается ребенок, который наиболее точно отобразил предмет гигиены.
Вопросы к детям:
-Что может случиться, если не пользоваться предметами личной гигиены?
(На теле человека поселятся микробы).
Коллективное сочинение поучительной сказки о микробах.
Жили-были микробы. Они были очень маленькие и любили жить там, где грязно. Не помыл Дима руки – микробы уже на руки забрались. Съела Маша немытые фрукты, а вместе с ними и микробы попали в организм. Не убрал Саша продукты на столе – прилетела муха, села на хлеб и принесла на своих лапках микробы. Микробам жилось очень хорошо и их становилось все больше. Еще они очень любили ходить друг к другу в гости, пока однажды не произошло одно событие. На занятии в детском саду изучали тему: «Какой вред приносят микробы здоровью человека». Дети рассматривали в микроскоп разные предметы, в том числе и свои руки. На чистых руках ничего не было заметно, а вот на грязных руках дети обнаружили живых микробов. После просмотра фильма про больных и здоровых людей микробам была объявлена настоящая «война» и микробы навсегда ушли из их жизни.
Вопросы к детям:
-Что нам помогает победить микробов? Без чего человек не может прожить?
(вода и мыло)
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. Когда следует мыть руки?
-После уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки на транспорте, перед едой.
Игра-имитация «Я мою руки с мылом».
Закатать рукава.
Намочить руки.
Взять мыло и намылить руки. Затем положить мыло и хорошо намылить каждый пальчик, а затем всю ладонь.
Смыть водою мыло.
Закрыть кран.
Вытереть руки.
Опустить рукава.
Знакомство пословицами о чистоте?
-Чистота – залог здоровья.
-Чисто жить – здоровым быть.
-В здоровом теле – здоровый дух.
Как называется сказка К. И. Чуковского, в которой главный герой борется за чистоту?
- ответы детей
Сюрпризный момент: демонстрация самодельной игрушки «Мойдодыр».
Рисунки детей по сказке «Мойдодыр».
-Кем был Мойдодыр в сказке?
(начальником умывальников и командиром мочалок)
-Какой урок преподал Мойдодыр грязнуле?
(научил его, что нужно умываться по утрам и вечерам)
Дети, а кто из вас по утрам, до умывания, делает зарядку? Давайте сейчас все вместе ее сделаем.
Физкультминутка «Зарядка»
Чтобы быть здоровым, сильным
(поочередно поднимают правую и левую руки вверх с одновременным сжиманием ладони в кулак)
Мой лицо и руки с мылом.
(имитация действий)
Зубки чисти по утрам.
(дети имитируют движения зубной щетки)
Рано утром не ленись, на зарядку становись.
Раз, два, три,
(руки вверх, в стороны, вниз)
Четыре, пять, шесть… и на место тихо сесть.
(повторение движений)
-Как еще может защитить себя человек от опасных микробов – разносчиков болезней?
(делать своевременно прививки).
Рисунки детей на тему «Я прививок не боюсь».
Цель: дать детям представления о профилактических мерах борьбы с инфекционными
заболеваниями; приучать детей не бояться прививок; развивать фантазию, творческие
способности.
Показ презентации «Развитие культурно-гигиенических навыков – первый путь к здоровью человека».
Итог работы по проекту.
Игра «Ручеек здоровья». Дети по очереди называют, какие правила личной гигиены они соблюдают.
Сюрпризный момент. На прогулке пускание мыльных пузырей.
Благодарю за внимание!