Папки-передвижки

«Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста»

Ирина Титова
«Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей (Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудрявцевой, Т. А. Репиной, Т. Н. Дороновой, Я. Л. Коломинского, С. И. Кон, В. Д. Хризман, В. Д. Еремеевой).

На наш взгляд, не возможно осуществлять образовательную деятельность, с детьми не учитывая данные различия. Все это определило цели, задачи и направления деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

Цель: выстраивание образовательного процесса с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста.

Публикация «„Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи:

1. Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста.

2. Развитие проявлений женственности во взаимодействии с другими детьми и в поведении.

3. Развитие эстетического вкуса у девочек старшего дошкольного возраста.

В качестве средства решения поставленных задач нами было выбраны-нравственное и эстетическое моделирование.

Методика нравственного моделирования, была предложена Н. Е. Щурковой. Суть данной методики состоит в том, что педагог моделирует педагогические ситуации, которые требуют от детей проявления специфических характеристик, продиктованных их половой принадлежностью. Например:

-дифференцированное обращение к девочкам «маленькие леди», «юная дама» и. т. п. ;

-провоцирование разницы в поведении девочек («Как лучше поступить девочки в той или иной ситуации»);

-определение образа поведения девочек во взаимодействии с мальчиками «Девочка должна обратиться к мальчику с какой-либо просьбой»;

-формирование образа девочки через художественные образы;

-возложение полномочий на детей в соответствии и их полом;

-проигрывание проблемных ситуаций;

-деятельностная педагогическая ситуация – взаимодействие полов в определенной деятельности

-проигрывание мини-упражнений, в вариантах поведения «Уговорить малыша съесть кашу», «Малыш плачет» и. т. п.

Система проведения этических бесед по развитию качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста.

Например,Тема Доброта. Добрые поступки.

1. Расширение знаний детей о специфических чертах личности женщины: доброта, отзывчивость и. т. п.

-придумать ситуации, в которой доброта помогает людям;

-ведение волшебной тетради (зарисовывать события, происходящие в группе);

-игра «Только хорошее». Выбирается ребёнок, воспитатель бросает мяч детям, а они называют только его хорошие качества;

-«Добрый поезд». Называется слово доброта, затем дети называют качество, начинающееся с последней буквы и. т. д. -моделирование «Добрый подарок»;

-моделирование ситуации «Игрушки», «Запачкался», «Пуговица».

-игра «Мостик». Двое детей одновременно переходят через узкий мост так, чтобы никто из них не упал;

-игра «Рассказываем истории». Помогаем друг другу придумывать истории;

-игра «Рисуем вместе»;

-неделя сотрудничества;

-акция «Поможем малышам»;

-игра «Рукавички» (договариваются, мальчик и девочка рисуют по рукавички, сравнивают результат, насколько рукавички получились одинаковые).

-моделирование подарка для мальчиков, для малышей;

-моделирование нравственных ситуаций «Помощь мальчикам». Взрослый показывает картинку двух мальчиков, у одного из них взлохмачены волосы, неправильно застегнута рубашка. У второго внешний вид аккуратен. У девочек спрашивают «Мальчики хотят пойти в гости, с кем бы вы хотели пойти? Почему? Как помочь?»;

Эстетическое моделирование в работе с девочками было представлено в виде детской дизайн-деятельности.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная, декоративная деятельность детей, по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшения игрового и реального пространства). Форма работы с девочками – кружок детского дизайна «Маленькая леди».

Структура занятий в кружке с девочками предполагает :

-введение в тему занятия, проблемная ситуация, совместные ритуалы и. т. д.

-эстетическое моделирование – создание моделей, макетов, эскизов и. т. д.

-собственно дизайн (художественная) деятельность девочек.

Каждое занятие начинается с решения задач нравственного характера, в виде этической беседы, посещения мини-музея, решения, проигрывания или моделирования проблемной ситуации, чтения и разбора отрывка из художественной литературы, созерцания, любования, погружения, обмена мнениями и. т. д.

В группе у каждой девочки имеется «сундучок», в котором собраны образцы моделей одежды, обуви, аксессуаров, украшений и. т. п. с помощью данного материала девочкам предлагаются различные задания :

-моделирование наряда, в котором можно пойти в театр, на каток и. т. п. ;

-моделирование интерьера детской комнаты;

-моделирование прически, для определенного мероприятия,

-моделирование узора на платье, подбор к нему украшенияи. т. д.

Содержание дизайн - деятельности с девочками в кружке «Маленькая леди» отражает два основных направлениях:

-создание игрушек, панно, элементов одежды, сувениров.

-экспериментирование с разнообразным изобразительным материалом и изобразительными техниками.

Работа по темам строилась по определённому алгоритму. Вначале необходимо «насытить» детей интересной информацией по теме. Например, деятельность по теме «Сервировка стола» предусматривала приобщение к тому, что мы называем повседневной и праздничной сервировкой, правила сервировки (посуда, скатерть, салфетки, визитки, букеты). С девочками были проведено : беседы на тему «Как правильно накрывать стол», «Правила поведения за столом»; акция украсим стол к обеду, празднику; практикум по созданию разнообразных салфеток; игры «Накроем стол к чаю с конфетами» «Как вести себя за столом» «Украшение праздничного стола» и. т. д. Девочки рассматривали альбомы и журналы, составляли собственные схемы украшения стола, схемы последовательности подготовки празднику и. т. д.

Следующий этап работы – накопление индивидуального опыта изобразительной деятельности. Задача данного этапа состоит в овладении ребёнком навыка работы с разнообразным изобразительным материалом, ознакомление детей с различными изобразительными техниками в рамках определенной темы. Занятие «Я - декоратор», девочкам предлагалось поучаствовать в создании букетов, икебан, визиток для украшения праздничного стола. Данная работа включала в себя сервировку праздничного стола; украшение скатерти, салфетки; декорирование готовых салфеток, скатертей бусинами, пайётками, атласными лентами. Например, девочкам предлагается модель праздничной салфетки, им необходимо отдекорировать её, украсив цветами из атласной ленты, выкладывание узоров из тесьмы и атласной ленты на фланелеграфе.

На первом и втором этапе девочки должны получить богатый опыт экспериментирования с: различным изобразительным материалом (тканью, нитью, работа с мятой бумагой, работа с цветным скотчем, работа с клейкой плёнкой, атласной лентой, разнообразными изобразительными техниками (оттиск, набрызг, работа с восковыми мелками, монотипия, элементы техники икебаны. оригами, папье-маше, декупаж и. т. д.).

Дальнейший этап работы с девочками - это этап накопление опыта коллективной изобразительной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут коллективно смоделировать и подготовить гардероб куклы, детали карнавальных и театральных костюмов, интерьер детской и кукольной комнаты, украсить чайный сервиз в технике декупаж и. т. д. Коллективные коллекции могут создаваться в течение нескольких занятий. Интересной для детей формой коллективного изображения стало создание ярких композиций, фризов, панно, модульных сеток по темам. Например, фриз на тему «Народные узоры».

Следующий этап работы предусматривает включение ребёнка в общественно значимую коллективную изобразительную деятельность. Девочки изготавливают или осуществляют помощь в изготовлении элементов костюмов и украшений к праздникам (маски, шляпы, веера, театрализованным постановкам. Результатом детской – дизайн деятельности должна стать презентация творчества. Это может быть показ мод, выставка кукольного гардероба и. т. п.

Публикации по теме:

«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Проблема воспитания и обучения мальчиков и девочек в соответствии с полом (гендерный подход) в физическом воспитании - для меня сегодня.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2014 в 08:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование начальных представлений о женственности у девочек старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова (УИ 205818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД