Получи документы

Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью

Людмила Пыхтина
Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа

№ 21 г. Краснодара

г. Краснодар

Тема по самообразованию:

«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».

Выполнила: Пыхтина Л. А. ,

учитель русского языка

и литературного чтения

Публикация «Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию тему по самообразованию:

«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».

В представленном выступлении рассмотрю проблемы обучения каллиграфическому письму умственно отсталых школьников. Предоставлю коррекционную и практическую работу на уроках русского языка.

В настоящее время у педагогов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности у ребят?»

К сожалению, количество детей с трудностями каллиграфического письма увеличивается с каждым годом.

1 СЛАЙД

Проблема аккуратного и привлекательного почерка на сегодняшний день очень актуальна в образовательной организации. Многие современные учителя говорят, что красивое письмо – значит грамотное письмо. В наши дни отношение учителей к процессу письма разное. Одни считают, что в 21 веке, когда есть современные информационные технологии, можно не придавать значение этому навыку, так как можно печатать уже начиная с младшего школьного возраста. Другие, наоборот, считают, что правильное письмо является неотъемлемой частью школьного обучения. Одна из причин таких споров – внедрение в образовательные организации компьютерных технологий и систем дистанционной формы обучения. Все эти факторы не способствуют формированию навыка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети все чаще берут телефон в руки, печатают сообщения и забывают про ручки и карандаши. Дети в первом классе с легкостью умеют пользоваться компьютером, клавиатурой и смартфонами, но письмо в тетради для них остается большой сложностью. Естественно, что современные технологии – это не единственная причина, которая затрудняет обучение письменной речи детей. Есть ряд других причин: недостаток времени для индивидуальной работы с каждым ребенком, непонимание особой значимости данной проблемы учителями и родителями, отсутствие внимания к закреплению полученных навыков. В совокупности это все приводит к некачественному формированию каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста.

Письмо – это сложный координационный навык, который требует совместной работы мелкой моторики рук и правильной координации всего тела. Каллиграфическое письмо – это сформированное умение писать ровным, четким и аккуратным почерком с учетом правильного наклона и соблюдением размера букв по отношению друг к другу. В основе каллиграфии лежат графомоторные навыки, которые являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Графомоторные навыки оказывают свое влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма.

ЧИТАЮ СЛАЙД 2,3,4,5,

ПЕРЕД 6

К элементарным навыкам письма относят развитие мелкой моторики рук, координации и точности движения рук. Помогут справиться с этими навыками нейроупражнения.

ПЕРЕД 7,8 читаю слайд

/Видео/

9 СЛАЙД

И еще. Для овладения навыками каллиграфического письма детям школьного возраста с ОВЗ необходимо следующее: правильная и грамотная пропедевтическая работа со стороны учителя-дефектолога.

Основные направления пропедевтической работы:

• правильная посадка при письме, которая всегда корректируется с учетом индивидуальных физиологических особенностей каждого конкретного ребенка, а также учета его двигательного статуса;

• целенаправленное включение пальчиковых гимнастик, релаксационных пауз на протяжении всего урока письма (причем качество этих пауз может быть как седативного характера, так и активизирующим на продолжение работы, своевременная дыхательная гимнастика;

• постоянная смена форм деятельности учащихся с задействованием различных анализаторных систем;

• развитие мелкой моторики.

Какую же работу провожу я для правильного, красивого каллиграфического письма.

СЛАЙД 10-17

Работа с моей стороны ведётся дифференцированная с использованием образца письма на доске и листочке. Использую нейротренажеры.

СЛАЙД Т5 и Т6 Отзыв Серга

Нарушение при письме встречающиеся у школьников с умственной отсталостью в течение всего времени обучения.

1. Несоблюдение правильного наклона письма (рекомендованный наклон букв составляет угол в 65 градусов. Данная ошибка встречается чаще всего и может привести к тому, что все написанные буквы будут «танцевать» на письме, то есть все буквы будут наклонены по-разному и не будет четкой параллельности. В таком случае, чтобы исправить данную ошибку можно использовать в работе тетради с наклонной линией, скорректировать этот недостаток и пробовать уже на обычной тетради в дальнейшем.

2. Нарушение пропорций букв в слове, несоблюдение одинаковой высоты и ширины букв, что тоже является весьма распространенной ошибкой. Данная ошибка приводит к отсутствию ровности всех элементов букв. В данном случае можно работать с копиркой, обводить буквы по точкам, а также давать задания на развитие зрительно-пространственных функций.

3. Пропуск или замена отдельных элементов букв, которые, как правило, связаны с нарушением внимания. В таком случае стоит поработать над коррекцией высших психических функций (ВПФ) и поработать с вниманием.

4. Несоблюдение строки.

5. Наличие больших интервалов между элементами букв.

6. Несоответствие надстрочных и подстрочных элементов букв.

7. Несоблюдение полей на странице тетради.

8. Неаккуратность при оформлении записей в тетради.

Также стоит помнить, что помимо данных ошибок есть и специфические ошибки письма у детей. Так, формирование каллиграфического письма у детей с умственной отсталостью обусловлено интеллектуальными нарушениями: недоразвитием познавательной деятельности, слабостью обработки сенсорной информации, несовершенством межанализаторной интеграции, неразвитым чувством ритма. Поэтому на уроках русского языка дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности с моторикой пальцев рук, что влечет замедленный темп двигательных поз пальцев. Таким детям трудно долгое время удерживать правильно ручку или карандаш, выводить элементы.

Неточная координация движений – одно из частых явлений на уроке письма в образовательных организациях, в которых обучаются дети с ОВЗ. Именно из-за недостаточной сформированности координации движений снижается скорость формирования навыка каллиграфии.

Если говорить про детей с нарушениями интеллекта, то не все дети с умственной отсталостью могут овладеть навыком написания букв, но компенсация этих нарушений является необходимым условием успешного овладения навыком каллиграфии.

У детей с нарушениями зрения чаще всего преобладают нарушения графических норм письма, а также неправильное расположение элементов букв по отношению друг к другу. Данная категория детей может оставлять пустые места на странице, с трудом рисуют прямые линии. В первую очередь это объясняется ролью зрения в акте письма, особенно на этапе формирования. Наглядные представления графических норм письма слабовидящих младших школьников неопределенны и неустойчивы. Кроме того, трудности зрительного восприятия нередко ставят слабовидящего ребенка перед необходимостью выбора приемов и способов письма, не содействующих выработке правильных графических навыков. В данном случае необходимо правильно организовать процесс обучения, делать упор на формирование наглядных представлений, графических норм письма. Все это позволит детям с нарушениями зрения постепенно скорректировать графические недостатки. Ввести навык безнаклонного письма.

Для предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей учителю на уроке письма следует ставить следующие задачи:

1. Развивать и формировать общую и мелкую моторику рук.

2. Развивать и формировать графомоторные навыки.

Чтобы письмо было красивым, каллиграфически правильным и грамотным, необходимо выполнять следующие задачи:

• соблюдать гигиенические требования при письме;

• развивать мелкую моторику пальцев;

• научить ориентироваться в пространстве листа в тетради (знать клетку, строку, правый верхний угол и т. д.) и в пространстве классной доски;

• помочь овладеть написанием прописных и строчных букв;

• помочь овладеть умением писать буквы, слоги, слова, предложения с учетом всех норм правильного каллиграфического письма;

• научить соединять буквы правильно;

• помочь овладеть приемами и правильное последовательностью списывания текста (как с печатного варианта, так и с рукописного);

• научить проверять написанное;

• научить правильно оформлять написанные предложения (красная строка, заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения);

• помочь распознавать имена людей и клички, писать их с большой буквы;

• помочь овладеть навыком разборчивого, аккуратного письма с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Таким образом, обучать детей с ОВЗ каллиграфии также важно, как и научить ребенка читать и считать. Обучение письму – это долгий и сложный процесс. От всех вышеперечисленных факторов зависит успех продвижения школьника с ОВЗ в учебе, а также уровень его психофизического развития.

Прикреплённые файлы:

kaligrafija_r091m.pptx | 2422,62 Кб
 
Публикации по теме:

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитииПоделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитии Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 10 мая 2024 в 19:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пыхтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД