Людмила Пыхтина
Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа
№ 21 г. Краснодара
г. Краснодар
Тема по самообразованию:
«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».
Выполнила: Пыхтина Л. А. ,
учитель русского языка
и литературного чтения
Публикация «Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию тему по самообразованию:
«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».
В представленном выступлении рассмотрю проблемы обучения каллиграфическому письму умственно отсталых школьников. Предоставлю коррекционную и практическую работу на уроках русского языка.
В настоящее время у педагогов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности у ребят?»
К сожалению, количество детей с трудностями каллиграфического письма увеличивается с каждым годом.
1 СЛАЙД
Проблема аккуратного и привлекательного почерка на сегодняшний день очень актуальна в образовательной организации. Многие современные учителя говорят, что красивое письмо – значит грамотное письмо. В наши дни отношение учителей к процессу письма разное. Одни считают, что в 21 веке, когда есть современные информационные технологии, можно не придавать значение этому навыку, так как можно печатать уже начиная с младшего школьного возраста. Другие, наоборот, считают, что правильное письмо является неотъемлемой частью школьного обучения. Одна из причин таких споров – внедрение в образовательные организации компьютерных технологий и систем дистанционной формы обучения. Все эти факторы не способствуют формированию навыка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети все чаще берут телефон в руки, печатают сообщения и забывают про ручки и карандаши. Дети в первом классе с легкостью умеют пользоваться компьютером, клавиатурой и смартфонами, но письмо в тетради для них остается большой сложностью. Естественно, что современные технологии – это не единственная причина, которая затрудняет обучение письменной речи детей. Есть ряд других причин: недостаток времени для индивидуальной работы с каждым ребенком, непонимание особой значимости данной проблемы учителями и родителями, отсутствие внимания к закреплению полученных навыков. В совокупности это все приводит к некачественному формированию каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста.
Письмо – это сложный координационный навык, который требует совместной работы мелкой моторики рук и правильной координации всего тела. Каллиграфическое письмо – это сформированное умение писать ровным, четким и аккуратным почерком с учетом правильного наклона и соблюдением размера букв по отношению друг к другу. В основе каллиграфии лежат графомоторные навыки, которые являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Графомоторные навыки оказывают свое влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма.
ЧИТАЮ СЛАЙД 2,3,4,5,
ПЕРЕД 6
К элементарным навыкам письма относят развитие мелкой моторики рук, координации и точности движения рук. Помогут справиться с этими навыками нейроупражнения.
ПЕРЕД 7,8 читаю слайд
/Видео/
9 СЛАЙД
И еще. Для овладения навыками каллиграфического письма детям школьного возраста с ОВЗ необходимо следующее: правильная и грамотная пропедевтическая работа со стороны учителя-дефектолога.
Основные направления пропедевтической работы:
• правильная посадка при письме, которая всегда корректируется с учетом индивидуальных физиологических особенностей каждого конкретного ребенка, а также учета его двигательного статуса;
• целенаправленное включение пальчиковых гимнастик, релаксационных пауз на протяжении всего урока письма (причем качество этих пауз может быть как седативного характера, так и активизирующим на продолжение работы, своевременная дыхательная гимнастика;
• постоянная смена форм деятельности учащихся с задействованием различных анализаторных систем;
• развитие мелкой моторики.
Какую же работу провожу я для правильного, красивого каллиграфического письма.
СЛАЙД 10-17
Работа с моей стороны ведётся дифференцированная с использованием образца письма на доске и листочке. Использую нейротренажеры.
СЛАЙД Т5 и Т6 Отзыв Серга
Нарушение при письме встречающиеся у школьников с умственной отсталостью в течение всего времени обучения.
1. Несоблюдение правильного наклона письма (рекомендованный наклон букв составляет угол в 65 градусов. Данная ошибка встречается чаще всего и может привести к тому, что все написанные буквы будут «танцевать» на письме, то есть все буквы будут наклонены по-разному и не будет четкой параллельности. В таком случае, чтобы исправить данную ошибку можно использовать в работе тетради с наклонной линией, скорректировать этот недостаток и пробовать уже на обычной тетради в дальнейшем.
2. Нарушение пропорций букв в слове, несоблюдение одинаковой высоты и ширины букв, что тоже является весьма распространенной ошибкой. Данная ошибка приводит к отсутствию ровности всех элементов букв. В данном случае можно работать с копиркой, обводить буквы по точкам, а также давать задания на развитие зрительно-пространственных функций.
3. Пропуск или замена отдельных элементов букв, которые, как правило, связаны с нарушением внимания. В таком случае стоит поработать над коррекцией высших психических функций (ВПФ) и поработать с вниманием.
4. Несоблюдение строки.
5. Наличие больших интервалов между элементами букв.
6. Несоответствие надстрочных и подстрочных элементов букв.
7. Несоблюдение полей на странице тетради.
8. Неаккуратность при оформлении записей в тетради.
Также стоит помнить, что помимо данных ошибок есть и специфические ошибки письма у детей. Так, формирование каллиграфического письма у детей с умственной отсталостью обусловлено интеллектуальными нарушениями: недоразвитием познавательной деятельности, слабостью обработки сенсорной информации, несовершенством межанализаторной интеграции, неразвитым чувством ритма. Поэтому на уроках русского языка дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности с моторикой пальцев рук, что влечет замедленный темп двигательных поз пальцев. Таким детям трудно долгое время удерживать правильно ручку или карандаш, выводить элементы.
Неточная координация движений – одно из частых явлений на уроке письма в образовательных организациях, в которых обучаются дети с ОВЗ. Именно из-за недостаточной сформированности координации движений снижается скорость формирования навыка каллиграфии.
Если говорить про детей с нарушениями интеллекта, то не все дети с умственной отсталостью могут овладеть навыком написания букв, но компенсация этих нарушений является необходимым условием успешного овладения навыком каллиграфии.
У детей с нарушениями зрения чаще всего преобладают нарушения графических норм письма, а также неправильное расположение элементов букв по отношению друг к другу. Данная категория детей может оставлять пустые места на странице, с трудом рисуют прямые линии. В первую очередь это объясняется ролью зрения в акте письма, особенно на этапе формирования. Наглядные представления графических норм письма слабовидящих младших школьников неопределенны и неустойчивы. Кроме того, трудности зрительного восприятия нередко ставят слабовидящего ребенка перед необходимостью выбора приемов и способов письма, не содействующих выработке правильных графических навыков. В данном случае необходимо правильно организовать процесс обучения, делать упор на формирование наглядных представлений, графических норм письма. Все это позволит детям с нарушениями зрения постепенно скорректировать графические недостатки. Ввести навык безнаклонного письма.
Для предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей учителю на уроке письма следует ставить следующие задачи:
1. Развивать и формировать общую и мелкую моторику рук.
2. Развивать и формировать графомоторные навыки.
Чтобы письмо было красивым, каллиграфически правильным и грамотным, необходимо выполнять следующие задачи:
• соблюдать гигиенические требования при письме;
• развивать мелкую моторику пальцев;
• научить ориентироваться в пространстве листа в тетради (знать клетку, строку, правый верхний угол и т. д.) и в пространстве классной доски;
• помочь овладеть написанием прописных и строчных букв;
• помочь овладеть умением писать буквы, слоги, слова, предложения с учетом всех норм правильного каллиграфического письма;
• научить соединять буквы правильно;
• помочь овладеть приемами и правильное последовательностью списывания текста (как с печатного варианта, так и с рукописного);
• научить проверять написанное;
• научить правильно оформлять написанные предложения (красная строка, заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения);
• помочь распознавать имена людей и клички, писать их с большой буквы;
• помочь овладеть навыком разборчивого, аккуратного письма с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Таким образом, обучать детей с ОВЗ каллиграфии также важно, как и научить ребенка читать и считать. Обучение письму – это долгий и сложный процесс. От всех вышеперечисленных факторов зависит успех продвижения школьника с ОВЗ в учебе, а также уровень его психофизического развития.