наталья данилова
Формирование навыков коммуникативного общения посредством совместной творческой деятельности «Кладовая осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта: Формирование навыков коммуникативного общения, посредством совместной творческой деятельности. “Кладовая Осени”.
Автор проекта: Данилова Н. С.
Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители и педагоги средней группы “Буратино”.
Возраст детей: 4 года.
Публикация «Формирование навыков коммуникативного общения посредством совместной творческой деятельности „Кладовая осени“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень : это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своё м проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.
Цель проекта: формирование познавательного интереса детей в процессе развития творческих способностей.
Задачи проекта:
– Для детей:
– Научиться выделять существенные признаки объектов природы, делать элементарные выводы.
– Развивать мелкую моторику рук, связную речь, навыки работы в группе.
– Научиться проявлять доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.
– Расширить опыт эмоционального реагирования и форм сотворчества.
– Для педагогов:
– Поддерживать у детей интерес к исследовательской деятельности и конструированию из природных материалов.
– Пробуждать у детей эмоциональный интерес к творческой деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Создание развивающей среды.
– Создать новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
– Для родителей:
– Укреплять детско-родительские отношения.
– Активизировать участие родителей в жизни детского сада
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение с участием детей других групп детского сада.
Название итогового мероприятия проекта: Презентация выставки “Дары Осени”.
Продукты проекта:
– Пополнение запасов природных материалов для конструирования в группе.
– Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием природных материалов “Дары осени”.
– Фотовыставка «Краски осени»
Ожидаемые результаты по проекту.
– Для детей:
– формирование разносторонних знаний о природе и бережное отношение к ней;
– желание участвовать в творческой деятельности;
– проявление эмоциональной отзывчивости на результат совместной деятельности;
– овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
– Для педагогов:
– систематизация знаний детей о времени года;
– создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
– Для родителей:
– установление эмоционального контакта с детьми;
– повышение активности участия в жизни группы.
Краткое содержание проекта.
Подготовительный этап проекта.
(Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта.)
Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Постановка проблемы.
Определение конечного продукта (организация и презентация выставки “Дары Осени”).
Привлечение к сотрудничеству родителей воспитанников. Мотивация детей и родителей для участия в проекте.
Изучение методической литературы по проектной деятельности.
Создание развивающей среды для исследовательской и творческой деятельности. Подбор аудиозаписей, книг, иллюстраций на тему “Осень в гости просим!”, дидактических игр. Знакомство с проблемой.
Понимание проблемы.
Предложение вариантов решения проблемы.
Определение цели проекта совместно с воспитателем. Прогнозирование результатов проекта (мы подготовим выставку работ и расскажем о них другим детям и взрослым, предложим им выбрать лучшие работы). Знакомство с проблемой.
Принятие проблемы.
Дополнение проблемы новыми идеями. Помощь в подборе литературы. Беседы с детьми о красоте осенней природы.
Практический этап проекта.
(Непосредственная деятельность по проекту.)
Воспитатель – родители – Индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок.
– Ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей.
Воспитатель – дети Общение :
“Что нам осень принесла”.
“Все ли овощи полезны?” – овощи, выращенные в условиях города (здоровье).
“Что летом родится, зимой пригодится”.
“Какие бывают шишки?”
Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах, учить распознавать овощи и фрукты, выделять общий признак в словах, дать представление о пользе природных витаминов.
“Правила работы с природным материалом” (безопасность).
Проведение наблюдений:
— Наблюдения за сезонные изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Наблюдения за овощами и фруктами
Цель: расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Рассматривание:
– цветочных семян;
– растений на огороде;
– деревьев и кустарников (различия по стволам, по листве, по семенам);
– семян растений (многообразие).
Цель: развивать умения выделять признаки осени, воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
Игровая деятельность :
Д/ игры: “Съедобное – несъедобное”
Цель: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
“Загадки на грядке”
Цель: продолжать учить отгадывать загадки про овощи.
– «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить называть овощи и различать их по цвету, по величине. Развивать тактильные ощущения.
“Что на что похоже?”, “Найди дерево по семенам”.
Речевые игры:
— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
— «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
— «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
Цель: учить составлять описательные рассказы.
— «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
— «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)
Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
— «Узнай дерево по листу, плоду»
Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание.
— «Соберём грибы в корзину»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
С/ р игры: “Магазин “Семена овощей и фруктов”, “Семья готовит обед”, “Семья идет в овощной магазин”, “Заготовка овощей на зиму”.
Цель: помочь детям организовать обыгрывание ситуаций, требующих применения знаний о названиях, свойствах овощей, местах их произрастания. Активизировать словарь, развивать диалогическую форму речи.
Игры – эстафеты: “Собери урожай”, “Приготовь блюдо из овощей”, “Выложи дорожку (круг) из листьев (шишек)”.
Физ. минутки: “Листья”, “Осенний букет”, “Орехи”, массаж рук с помощью шишек веточек.
Пальчиковые игры:
1. «Был у зайки огород»
2. «Мы капусту рубим»
3. «Прыгнул козел в огород»
Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.
Трудовая деятельность :
Сбор семян в цветнике на участке.
Сбор красивых опавших листьев для творческой деятельности.
Сбор урожая на огороде детского сада.
Цель: Вызвать радость от результатов совместного труда, закрепить представление о труде, необходимом для выращивания овощей, упражнять детей в различении овощей.
Ручной труд – совместное изготовление поделок из природного материала.
Экспериментальная деятельность :
– “Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена”.
– “Летающие семена”.
– Сравнение семян растений (работа с дидактическим пособием)
– Угадай на вкус (запах, ощупь) фрукты.
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: “Девочка-осень”
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток листьями.
“Мухомор”
Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию осенних даров леса- грибов; Учить рассматривать их части, цвет; закрепить знания детей о том, что есть грибы съедобные и несъедобные. Познакомить с одним из несъедобных грибов – мухомором. Упражнять детей в рисовании кистью, гуашью. Закреплять ранее приобретенные навыки рисования. Воспитывать аккуратность в работе.
“Осеннее дерево”
Цель: научить детей рисовать дерево по средствам соломинки (трубочки от сока).
Аппликация: обрывная мозаика “Овощи и фрукты”, “Грибная поляна”, «Золотая осень».
Цель: выполнение аппликации из бумаги в технике «обрывания».
Лепка: “Грибы”
Цель: учить лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы;
“Овощи и фрукты” (для игры в магазин)
Цель: закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. Закреплять умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы, применяя усвоенные ранее приемы (оттягивание, сглаживание, прощипывание);
«Собачки»
Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать восприятие, внимание.
Знакомство с пластилинографией: «Осеннее дерево», «Ежик».
Цель: научить выполнять работу в технике пластилинографии; развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику, вызвать желание творить.
Создание коллективных коллажей из природных материалов и бумаги: «Сова».
Цели: создать условия для экспериментирования с разными материалами; учить наносить клей на листья, прикладывать к фону намазанной стороной, вызывать интерес к сотворчеству при создании коллективных композиций; воспитывать интерес к наблюдению за окружающим миром и отображению впечатлений в аппликации доступными изобразительно-выразительными средствами.
Музыка.
Музыкально-игровое творчество “Ветер играет с листочками” А. Жилина, “Упражнения с листочками (с платочками)” Т. Ломовой.
Слушание, пение: Т. Попатенко “Листопад”, Т. Ломова “Осень просим”, М. Еремеева “Осень милая, шурши”, “Звуки живой природы”.
Цель: Учить детей узнавать и называть знакомое музыкальное произведение, закреплять знания детей о жанрах музыки, обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Музыкальные игры “Найди листок”, “Листопад”.
Хороводная игра “Здравствуй, осень!”.
Чтение художественной литературы.
Соколов-Микитов “Осень”.
Е. Трутнева “По лесным тропинкам”, “Осень”.
Н. Сладков “Осень на пороге”.
М. Пришвин “Листопад”, В. Бианки “Сентябрь”.
И. Бродская “Упавшие листья”.
Знакомство со сказочными лесными персонажами (Леший, Старичок – лесовичок, Старик – боровик).
Отгадывание и разбор загадок, выделение эпитетов, сравнений.
Родители – дети – Рассматривание иллюстраций в журналах, книгах.
– Акция: Собери природный материал.
– Помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки.
– Изготовление поделок из природных материалов.
– Подготовка мини-презентации своей работы (разучивание стихов, песен, сочинении сказки и т. д.).
– Чтение и обсуждение детской литературы по теме.
Подготовка фотографий «Краски осени»
Дети (самост. деятельность) – Рассматривание иллюстраций с изображением поделок из природных материалов.
– Рассматривание энциклопедий и книг.
– Рассматривание семян, плодов, коры деревьев, камней, ракушек в уголке экспериментирования.
– Рисование, аппликация, лепка с использованием семян, листьев, шишек, плодов деревьев.
– Составление осенних композиций.
– Цветные отпечатки листьев.
– Музыкально-игровое творчество (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры).
– Игры с листочками: “Дорожка из листьев”, “Образы из листьев”.
Завершающий этап проекта.
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.)
Воспитатель – дети – родители – Организация конкурса-выставки семейных поделок и сувениров с использованием природных материалов “Дары осени”.
– Фотовыставка «Краски осени»
– Награждение грамотами за активное участие, дипломами и призами за лучшие работы.
– Создание слайдового фильма для семейного просмотра “Наша выставка”.
Полученные результаты по проекту:
Воспитатель -собран и систематизирован весь материал по теме проекта,
– созданы новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
Дети -сформированы разносторонние знания о природе и бережное отношение к ней;
– сформировано желание участвовать в творческой деятельности;
– умение проявлять эмоциональную отзывчивости на результат совместной деятельности;
– дети овладели необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Родители – установлен эмоциональный контакт с детьми;
– повысилась активность участия в жизни группы.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2008. – 2420 с.
3. Елжова Н. В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. Подготовительная группа /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012. -415с.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М. : Гном и Д», 2001.
7. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
8. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
10. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
11. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.