Наталья Копотиенко
Необходимость совместной деятельности родителей и детей в продуктивной творческой деятельности для развития самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей :
• проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;
• способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельное объяснение явлениям природы и поступкам людей;
• способность к принятию собственных решений.
Публикация «Необходимость совместной деятельности родителей и детей в продуктивной творческой деятельности для развития самостоятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.
Таким образом, одним из эффективных воспитательных средств по развитию самостоятельности и активности ребенка является совместная творческая деятельность дошкольника и родителя.
В нашей группе мы регулярно организуем совместные творческие работы родителей и детей : делаем аппликации, изготовляем поделки, рисуем и т. п.
По нашему опыту, дети очень любят выполнять различные задания совместно с родителями, неважно какие: с мячом, с ножницами, с красками, с нитками, с клеем и т. д.
В совместной деятельности укрепляются дружеские доверительные отношения между детьми и родителями, ребенок приучается сотрудничать. Ребенок видит, что родитель доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие.
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.
При организации совместной творческой продуктивной деятельности родителей и детей нужно стараться :
- мотивировать дошкольника на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание,
- определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей и т. п.,
- выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности).
Кроме того, при выполнении какой-либо работы в паре родитель - ребенок, необходимо назначать дошкольника ответственным за качество выполнения задания. Это также будет способствовать формированию ответственности, инициативы и добросовестности.
Если ребенок проявляет творческую инициативу, необходимо поощрять ее, помочь воплотить его фантазию в жизнь.
Самое главное условие совместного творчества – не нужно заставлять, но и не делать все за него! Необходимо правильно организовать творческий процесс.
Именно в совместной деятельности детей и родителей, при моральной поддержке последних, формируется уверенность дошкольника в собственном успехе, что у него все получится, только надо научиться.
Поддержка родителей формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности, уверенность в себе. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.
При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству.