МААМ-картинки

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Алена Бураева
Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вопросы теории, методики и практики формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учё ных: Л.  Г.  Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Б. Т. Лихачёва, Т.  С.  Комаровой, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, К. В. Тарасовой, Р .М.  Чумичёвой, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой и других.

Публикация «Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В результате проведённых ими исследований было доказано, что период старшего дошкольного возраста является наиболее сензетивным к восприятию искусств, в силу чего формирование художественно-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятий разнообразными видами художественной деятельности, требующей большой сенсорной культуры [2].

I) Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей с ОНР.

Заучивание стихов — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Алябьева Е.  А. считает, что это один из самых трудоемких процессов, овладение которым влияет на развитие всех базовых психических процессов речевой деятельности и тем самым благоприятно сказывается на коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников.

Превращение такой деятельности педагогом в игру с доступными для детей образами картинками (изографами, которые могут выполняться самим ребенком, или предлагаются педагогом в увлекательной форме для «прочтения», делает сложный процесс заучивания увлекательным и доступным.

Метод изографического моделирования синтез продуктивной деятельности (выполнение рисунков, символов самим ребенком) и прочтение стихотворного текста по выполненной модели. По Карнауховой Я. Б., преобладание в старшем дошкольном возрасте наглядно-образного мышления, непроизвольности процессов внимания и зрительной памяти дает основания для использования предлагаемого направления и открывает его широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста детьми, что особенно важно, при коррекции речевого недоразвития [1].

При заучивании с детьми стихотворений перед педагогом стоит две задачи:

1) добиваться хорошего запоминания стихотворения, то есть развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;

2) учить детей читать стихотворение выразительно.

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно [1].

II) Использование музыкально–ритмических приемов на логопедических занятиях с детьми с ОНР.

В качестве средства оптимизации и обогащения коррекционно-развивающей работы с старшими дошкольниками с нарушениями речи предлагается использование на логопедических занятиях музыкально-ритмических приемов обучения.

Связь между музыкой и речью основана на: общих с антропологической точки зрения способах переноса акустической информации музыкальных и речевых комплексов от анализаторов к коре головного мозга и ее распознавание; аналогичных выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (удар) и просодия.

Специфические свойства музыкального ритма, влияющие на формирование речевой функции, описали в своих трудах классики логопедии и психологии (Е. Ф. Рау, Ю. А. Флоренская, Н. С. Самойленко, М.  Е.  Хватцев и др., указывая их неразрывную взаимосвязь.

Музыка предоставляет широкие возможности для воздействия на процесс формирования речи [4].

III) Логопедические занятия на основе народных и авторских сказок.

С древних времен воспитательные и образовательные задачи помогала решать сказка. О ее развивающей и воспитывающей роли в обучении и воспитании детей писали видные отечественные педагоги Ш.  А.  Амонашвили, В.  А.  Сухомлинский, теоретики детской литературы С.  Я. Маршак, К.  И.  Чуковский, выдающиеся фольклористы В. Я. Пропп, М.  А. Рыбникова [3].

На примере сказок, потешек, песенок дети узнают о повадках животных, сезонных изменениях в природе, правилах поведения, морали, нравственности. Сказки благодатный материал для развития речи, логического мышления, воображения, внимания и памяти.

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сказочный мир увлекает ребенка, его захватывает динамичность событий. Погружаясь в сказку, ребенок следит за сюжетом, сопереживает героям, его речь и психические процессы развиваются незаметно, в игре.

Коростелева Н. А. выделяет следующие коррекционные задачи, которые в логопедии можно решать с помощью сказочных сюжетов:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы;

- формировать взаимосвязь в работе всех анализаторов;

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда с детьми.

Развивающие игры и задания на основе использования сказочных сюжетов для составления занятий по развитию связной речи и лексико-грамматического строя гармонично вплетаются в сюжет знакомой детям сказки (народной или авторской). «Дети проживают» различные ситуации вместе с героями, сопереживая им, помогают решить какие–то трудности, достичь цели [3].

Вывод:

Развитие речи в процессе художественно–творческой деятельности у детей с общим недоразвитием речи имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности. Значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Список использованных источников

1. Карнаухова, Я. Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей младшего школьного возраста с ОНР/ Я. Б. Карнаухова// Логопедия. — 2011. № 1. — С. 63 — 65.

2. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М. 1994Г., — с. 24 — с. 31;

3. Коростелева, Н. А. Логопедические занятия на основе народных и авторских сказок/ Н. А. Коростелева// Логопед. — 2013. — № 5. —

С. 60 — 67.

4. Матросова, Т. А. Использование музыкально–ритмических приемов на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи/ Т. А. Матросова// Логопедия. — 2011. — № 2. — С. 46

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Особенности графомоторного навыка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Профессор Р. Е. Левина, изучая тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдалась недостаточная.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 19:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Алена Бураева (УИ 282974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД