МААМ-картинки

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Алена Бураева
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, психологической и логопедической помощи детям дошкольного возраста. К сожалению, число детей с различными речевыми нарушениями не имеет тенденции к сокращению. Напротив, по данным Ростаткомитета, их количество увеличивается: 68% детей дошкольного возраста имеют различные нарушения речевого развития, в том числе и общее недоразвитие речи (далее - ОНР).

Публикация «Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дфектологии АПН СССР (Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и другими) в 50-60-ее гг. XX века.

М. Ф. Фомичева под общим недоразвитием речи понимает сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти провяления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [9].

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Так у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, так как ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи [1;6].

общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Так у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, так как ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи [8].

В специальной педагогике существует метод использования «обходных путей» при обучении детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями. Это создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы.

Известно, что в основе овладения ребенком произносительной стороны речи лежит механизм подражания речи окружающих, воспринимаемой на слух. Одним из условий становления произносительной стороны речи у ребенка в норме является сохранность сенсорных каналов, необходимых для восприятия устной речи окружающих. У детей с ненормативным речевым развитием эти условия нарушаются. При нарушении этого условия возникает необходимость в целенаправленном формировании у ребенка представлений о процессе произношения, так как за счет нарушения различных этапов обратной связи возникает дефицит информации о фонетических элементах речи, восполнить которые можно только за счет специальной помощи взрослого, применения «обходных путей» и специфических средств обучения [3].

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи, является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно установлено, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь [6].

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения и логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Улучшение речи осуществляется через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Таким образом, преодоление речевого нарушения происходит посредством развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой [1].

В последнее время в логопедической практике появляются новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий. Многочисленными исследованиями была обоснована целесообразность использования компьютерных технологий для решения коррекционных задач.

На основе методик обучения детей с отклонениями в развитии, предложенными Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, была построена специализированная компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры", которая является примером технологии и позволяет логопедам, педагогам, удовлетворить особую потребность детей с речевыми нарушениями, предоставить им визуальную информацию о звучащей речи, образную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Эта программа является новым действенным средством коррекции звукопроизношения и ритмико-интонационной структуры речи у детей. Ее включение в коррекционный процесс помогает развивать и поддерживать мотивацию детей к трудным для них занятиям произношением, поддерживать работоспособность ребенка на протяжении всего занятия [9].

Результаты использования компьютерных технологий в работе для формирования и коррекции устной речи убеждают в необходимости их дальнейшего применения. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с нарушениями речи позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения коррекционных задач [4].

Новые средства педагогических технологий дополняют, но не вытесняют традиционные. Им отводится строго определенная роль и место в учебном процессе. К традиционным подходам в коррекции речевых нарушений у детей относится и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Именно семье принадлежит особая роль в воспитании и обучении ребенка с общим недоразвитием речи.

Работа по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР состоит из трех этапов: подготовительный этап, формирование звука, автоматизация звука через игры и упражнения. Эти игры и упражнения используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а так же возможно применение в домашних условиях. Основная цель этих игр - автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация поставленных звуков осуществляется на разных этапах: словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи. Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития:

1) для развития фонематического слуха (фонематического анализа,фонематических представлений) рекомендуются игры: "Цепочка", "Расселить по своим "квартирам"", "Строители", "Домики-схемы", "Аквариум";

2) для совершенствования грамматического строя речи, закрепления словаря, развития связной речи применяются игры : "Игры с парными карточками", "Закончи фразу", "Назови действие правильно", "Назови предмет (объект) правильно", "Отгадай загадку", "Расскажи скороговорку (пословицу, поговорку)";

3) для развития мелкой моторики используются следующие игры: "Говорящий карандаш", "Расколдуй предметы", "Загадочные картинки", "Играем со звуками" (зашумленные картинки и цветные трафареты)

Предлагаемые игры повышают интерес детей к индивидуальным и подгрупповым занятиям, способствуют более легкому и быстрому закреплению трудных звуков речи.

Родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, преимущественно с логопедом, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Обучение родителей технологиям и демонстрация на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается [3; 7].

Мы видим, что работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи должна включать в себя несколько этапов, и не представляется возможной без участия в ней родителей воспитанников. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Коррекционная работа строится на основе взаимодействия специалистов и семьи ребенка с речевыми нарушениями, в частности с ОНР. Применяются различные методы и приемы, используются игры и упражнения, способствующие развитию и исправлению речи ребенка, а также развитию личности в целом.

1. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушении речи /В. Б. Галкина, Н. Ю. Хомутова// Дефектология. - 1999. - №3. - С. 15-22.

2. 3акрепина, А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ООП. / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2004.- №2. - С. 112.

3. Зеленская, Ю. Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей / Ю. Б. Зеленская/ Дефектология. - 1997,С. - 5.

4. Иванова, А. И. Влияние стиля общения с ребенка / А. И. Иванова // Логопед. - 2004,- №4 - С. 42-45.

5. Козина, И. Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения / И. Б. Козина // Дефектология. - 1997. - №5. - С. 25-27.

6. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьё й: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг /А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина // - М. : ТЦ Сфера, 2004,- 112с.

7. Кордун, З. М. Некоторые примеры современных ассистирующих технологий / З. М. Кордун // Дефектология. - 2004, С. 61--66.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика,.

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 августа 2016 в 22:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД