Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики

Маргарита Зверева
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических.

Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие:

- памяти;

- внимания;

- оптико-пространственных функций;

- слуховых функций, двигательной сферы;

- ручной моторики, артикуляционной моторики;

-речевой функциональной системы;

- звукопроизношения

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмического занятия по теме:

«Дикие животные» в подготовительной группе.

Задачи:

Образовательные

• формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен, вырабатывать правильное дыхание во время пения;

• развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях;

• закреплять умение координировать слово с движением.

Коррекционно-развивающие

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать зрительное внимание;

• развивать фонематический слух;

• закреплять навыки правильного звукопроизношения.

Воспитательные

• воспитывать доброжелательность, навыки самооценки и самокритики.

Оборудование. Мячи (один большой и маленькие «с иголочками» по кол-ву детей, ёлочка, погремушки, картинки с изображением животных, картина зимы.

Организационный момент

(Звучит спокойная музыка – Дети входят в зал и встают полукругом).

Логопед:

Я Вас приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес. Друг за другом становитесь. По дорожкам, по сугробам по лесу гулять пойдём. (Ходьба по кругу с высоком поднимаем колена). И найдём мы обязательно лесных зверей.

Логопед:

Вот мы и пришли. Передавайте мячик по кругу, вспоминая животных, которые живут в лесу.

Логопед: Всё верно, всех диких животных, мы с вами назвали.

Логопед: Ребята, а какое время года?

- Да, правильно!

- Прошу подойти к зеркалу на стене, чтобы выполнить самомассаж лица «Снег»

Без него скользить не могут

(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам)

Лыжи

(Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)

Санки

(Растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев)

И коньки,

(Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам)

И на зиму не похожи

(Поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)

Эти зимние деньки!

(Постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам)

Землю спрячет от мороза

(Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)

И порадует нас всех

(Пощипать подбородок от середины к ушам)

Мягкий,

(Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам)

Белый

(Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам)

И пушистый

(Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней)

Долгожданный первый снег.

(Погладить лоб, щеки, подбородок)

Дыхательная гимнастика: (у зеркала) «Сдуй снежинку».

Логопед: Положили кусочек ватки на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда снежинка полетит вверх.

Гимнастика для глаз «Заинька».

Логопед: Вверх морковку подними, На нее ты посмотри,

(смотрят вверх)

Только глазками смотри: вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

(Глазками моргает,

Глазки закрывает).

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

(Поскакали, как зайчата)

Логопед: (играет музыка) «Узнай зверя» *низкая музыка – идут как «мишки» *средняя музыка – идут как «лисы» *высокая музыка – идут как «зайчики»

Речевая игра «Зайка».

В зале отмечаем место – опушка леса. В противоположном конце зала – ёлка. Со словами логопеда: «На опушке леса зайчики собрались» - все дети собираются в намеченном месте. Логопед читает стишок и вместе с детьми выполняет движения, по тексту:

Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой серой постучи.

Ты на травку упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И назад скорей скачи.

Логопед: Воспроизведи заданный ритм (раздают музыкальные погремушки). Инструкция: повтори за мной.

Работа над интонацией и силой голоса: На изменение силы голоса: изображаем животных «Кто как говорит?» по команде логопеда то «Тихо», то «Громко»; то «Близко», то «Далеко».

«Ох! и Ах!»: так, дети вместе удивляются «Ах!»; пугаются «Ох!»; сердятся «Ух!»; огорчаются «Эх!».

Развитие речи и мелкой моторики. «Ёжик»

Логопед: Возьмите по одному маленькому мячику. Приготовились?

По дороге покатился,

(Мячик покатать между ладоней)

Весь колючками покрылся,

(Взять мяч в левую руку, надавливать мячиком по тыльной стороне ладони правой руки)

Докатился до берёз.

(Покатать мяч от ладони к предплечью правой руки и обратно)

Вдруг из шара вырос нос

(Сжать мяч в руке, вытянуть большой палец вперед)

И две из пары ножек –

(Удерживая мяч ладонью, вытянуть и опустить вниз 4 пальца, большой вытянуть вперёд)

Да ведь это ёжик!

(Взять мяч кончиками пальцев, поднять вверх, покрутить кисть)

(Выполнить упражнения на левой руке)

Подведение итогов.

Дети выполняют упражнения на таких занятиях с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они становятся более уверенными в своей речи, раскрепощенными, активными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий «Коррекция речи дошкольников по средствам информационно - коммуникационных технологий» В настоящее время в системе дошкольного образования.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Насекомые и пауки
  • Экология
Автор публикации:
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики
Опубликовано: 1 июня 2016 в 07:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

Очередной тематический день посвящен одному из самых популярных и массовых видов спорта. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы заинтересовать детей футболом и вместе заняться...

19 июня. День наблюдения за облаками

Белые, пушистые, легкие, мягкие, воздушные, кудрявые, нежные – вот сколько можно найти в нашем русском языке точных слов для описания облаков. Все они пригодятся нам с вами, если мы решим устроить для...


Горячие темочки