Маргарита Зверева
Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических.
Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Публикация «Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие:
- памяти;
- внимания;
- оптико-пространственных функций;
- слуховых функций, двигательной сферы;
- ручной моторики, артикуляционной моторики;
-речевой функциональной системы;
- звукопроизношения
В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Логоритмического занятия по теме:
«Дикие животные» в подготовительной группе.
Задачи:
Образовательные
• формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен, вырабатывать правильное дыхание во время пения;
• развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях;
• закреплять умение координировать слово с движением.
Коррекционно-развивающие
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное внимание;
• развивать фонематический слух;
• закреплять навыки правильного звукопроизношения.
Воспитательные
• воспитывать доброжелательность, навыки самооценки и самокритики.
Оборудование. Мячи (один большой и маленькие «с иголочками» по кол-ву детей, ёлочка, погремушки, картинки с изображением животных, картина зимы.
Организационный момент
(Звучит спокойная музыка – Дети входят в зал и встают полукругом).
Логопед:
Я Вас приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес. Друг за другом становитесь. По дорожкам, по сугробам по лесу гулять пойдём. (Ходьба по кругу с высоком поднимаем колена). И найдём мы обязательно лесных зверей.
Логопед:
Вот мы и пришли. Передавайте мячик по кругу, вспоминая животных, которые живут в лесу.
Логопед: Всё верно, всех диких животных, мы с вами назвали.
Логопед: Ребята, а какое время года?
- Да, правильно!
- Прошу подойти к зеркалу на стене, чтобы выполнить самомассаж лица «Снег»
Без него скользить не могут
(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам)
Лыжи
(Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)
Санки
(Растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев)
И коньки,
(Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам)
И на зиму не похожи
(Поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
Эти зимние деньки!
(Постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам)
Землю спрячет от мороза
(Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
И порадует нас всех
(Пощипать подбородок от середины к ушам)
Мягкий,
(Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам)
Белый
(Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам)
И пушистый
(Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней)
Долгожданный первый снег.
(Погладить лоб, щеки, подбородок)
Дыхательная гимнастика: (у зеркала) «Сдуй снежинку».
Логопед: Положили кусочек ватки на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда снежинка полетит вверх.
Гимнастика для глаз «Заинька».
Логопед: Вверх морковку подними, На нее ты посмотри,
(смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх и вниз и вправо-влево.
Ай-да, Заинька умелый!
(Глазками моргает,
Глазки закрывает).
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
(Поскакали, как зайчата)
Логопед: (играет музыка) «Узнай зверя» *низкая музыка – идут как «мишки» *средняя музыка – идут как «лисы» *высокая музыка – идут как «зайчики»
Речевая игра «Зайка».
В зале отмечаем место – опушка леса. В противоположном конце зала – ёлка. Со словами логопеда: «На опушке леса зайчики собрались» - все дети собираются в намеченном месте. Логопед читает стишок и вместе с детьми выполняет движения, по тексту:
Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И назад скорей скачи.
Логопед: Воспроизведи заданный ритм (раздают музыкальные погремушки). Инструкция: повтори за мной.
Работа над интонацией и силой голоса: На изменение силы голоса: изображаем животных «Кто как говорит?» по команде логопеда то «Тихо», то «Громко»; то «Близко», то «Далеко».
«Ох! и Ах!»: так, дети вместе удивляются «Ах!»; пугаются «Ох!»; сердятся «Ух!»; огорчаются «Эх!».
Развитие речи и мелкой моторики. «Ёжик»
Логопед: Возьмите по одному маленькому мячику. Приготовились?
По дороге покатился,
(Мячик покатать между ладоней)
Весь колючками покрылся,
(Взять мяч в левую руку, надавливать мячиком по тыльной стороне ладони правой руки)
Докатился до берёз.
(Покатать мяч от ладони к предплечью правой руки и обратно)
Вдруг из шара вырос нос
(Сжать мяч в руке, вытянуть большой палец вперед)
И две из пары ножек –
(Удерживая мяч ладонью, вытянуть и опустить вниз 4 пальца, большой вытянуть вперёд)
Да ведь это ёжик!
(Взять мяч кончиками пальцев, поднять вверх, покрутить кисть)
(Выполнить упражнения на левой руке)
Подведение итогов.
Дети выполняют упражнения на таких занятиях с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они становятся более уверенными в своей речи, раскрепощенными, активными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах.