Лучший педагог года

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии

Ольга Коровина
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

Согласно требованиям ФГОС в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется принцип интеграции образовательных областей. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Все мы в детстве любили играть в песок, строить замки, лепить куличи.

Публикация «Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии» размещена в разделах

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, частой сменой настроения. Песочная терапия способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Была поставлена цель моей работы:

Цель: коррекция психического здоровья ребёнка и развитие познавательных процессов средствами песочной терапии у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением интеллекта.

Определились задачи

1. Изучить методическую литературу по данному вопросу, подобрать оптимальный диагностический инструментарий;

2. Подобрать и изготовить необходимые пособия, нетрадиционный, бросовый материал;

3. Выявить динамику развития эмоционально – волевой и познавательной сфер;

4. Использовать метод песочной терапии в коррекционной работе по формированию элементарных математических представлений;

5. Развивать у детей психические процессы (внимание, восприятие, память);

6. Активизировать речь через коррекционные игры с песком со стихами, звуковым сопровождением;

7. Развивать навыки социального поведения;

8. Вовлечь родителей в коррекционо - образовательный процесс;

Основная идея опыта работы - используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние и способствовать возникновению предпосылок для формирования эмоционально – волевой и познавательной сферы.

Активными участниками в работе по песочной терапии являются дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта 5 – 6 лет с диагнозами: «Умственная отсталость»; «Задержка психо - речевого развития»;«Задержка психоречевого развития с гипердинамическим синдромом»; «Ранний детский аутизм»; «Органическое поражение головного мозга», учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители воспитанников групп.

На диагностическом этапе были выявлены значительные нарушения в эмоционально – волевой сфере детей с нарушением интеллекта.

Провели диагностического обследования по методикам: "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста"., под ред. Е. А. Стребелевой. ; Н. Осиповой. "Диагностика и коррекция внимания у детей"., Т. Г. Богдановой, О. И. Варламовой. " Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии".

Были определены след критерии диагностического обследования эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

(Приложение № 1). 12 детей нуждаются в коррекции эмоционально – волевой сферы. Этим детям свойственно проявление агрессивного, гиперактивного поведения. Наблюдается высокий уровень нервно – психических напряжений у детей дошкольников с нарушением интеллекта. (Приложение №1).

В познавательной сфере наблюдается значительное снижение уровня усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) и элементарных математических представлений. У детей с нарушениями в развитии, поступающих в коррекционный детский сад, в основном, отсутствуют представления о цвете, форме и величине предметов, дети плохо ощущают и воспринимают предметы и явления окружающего мира, слабо ориентируются в пространственных и временных понятиях.

В дальнейшей работе по данной теме были определены следующие критерии по диагностике познавательной сферы детей с нарушением интеллекта : цвет, геометрические фигуры, величина, ориентировка на плоскости, количественный счёт, решение задач, эксперименты с песком. (Приложение №1) .

Вывод: Исходя из проведённой диагностики в познавательной сфере детей с нарушение интеллекта выявили, что у детей наблюдаются признаки снижения основных показателей познавательной сферы. Познавательные интересы находятся на низком уровне, нет потребности в приобретении знаний. (Приложение №1).

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с особенностями в развитии, характеризующиеся слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, чувством страха, манерничаньем, фамильярностью по отношению к взрослому.

Метод песочной терапии способствует : развитию эмоций у детей с нарушением интеллекта, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. Применение этой песочной терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Учитывая важность проблемы, и проанализирован результаты диагностического обследования (Приложения № 2) я решила провести углубленную работу по внедрению песочной терапии.

Содержание работы по внедрению песочной терапии в образовательную деятельность ДОУ.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей.

Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

В качестве песочной терапии используем следующее оборудование:

1. Песочный модуль с деревянными бортами ( размер в сантиметрах: 50х70х8. Высота 70 см.) с пластмассовым полупрозрачным дном прозрачного цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.

2. Песочные модули для индивидуальной работы.

3. Чистый, просеянный песок

4. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров

5. Цветной песок.

6. Микроскоп, лупа, прозрачные коробочки.

7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Коррекционно – развивающая работа ввелась с воспитанниками через игровую деятельность (игры драматизации, сюжетно – ролевые игры, самостоятельные игры, игровые упражнения, игры-эксперименты, игры-развлечения.).

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочной терапии в индивидуальной и групповой форме. Выполняли артикуляционную гимнастику и артикуляционные упражнения с привлечение песочных модулей. На автоматизацию звуков включала игровые упражнения с песком

В опытно – экспериментальной деятельности через игры и опыты учили детей определять физические свойства песка.

Сенсорное развитие воспитанников осуществлялась через организацию игровой среды в песочнице, через ознакомление детей с предметами и объектами ближайшего окружения.

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировали у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве, обучали навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Много дидактических игр и упражнений, пособий сделаны своими руками и адаптированы для детей в группе.

Совместная работа с педагогами по теме.

Для воспитателей был проведён мастер – класс по теме:

«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии». К педсовету были подготовлены доклады по темам: «Песочная терапия как форма укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста с нарушение интеллекта» (Приложение №4, «Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии».

Были разработаны и проведены комплексные занятия для воспитанников: «В гостях у бабушки», «Птичий дворик», «В поисках сокровищ» (Приложение № 5). Все формы коррекционной работы с использованием песочной терапии отражены в перспективном плане работы с детьми (5-6 лет) с нарушение интеллекта. (Приложение № 3).

Работа с родителями.

Были проведены общегрупповые и индивидуальные консультации с показом практикума по использованию дидактических игр и упражнений в песке: «Безопасные игры в песочнице», «Игры с песком: дома и на улице».

Провела семинар – практикум для родителей «Картины из цветного песка» (Приложение № 6) с целью обучения изготовления совместных картин с детьми из цветного песка. Периодически предлагаются дидактические игры и упражнения, пособия, используемые в песочной терапии для детей.

Вывод:

Опыт работы по данному направлению показал, что при систематическом, регулярном использовании дидактических игр и упражнений по песочной терапии наблюдается положительная динамика в формировании эмоционально - волевой и познавательной сфер у детей с нарушениями интеллекта. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с нарушение интеллекта.

Включение непосредственно в образовательную деятельность

элементов песочной терапии даёт больший воспитательный и образовательный эффект, в сравнении со стандартными формами обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Появляется желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно - игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно - ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Публикации по теме:

Методы и формы работы со сказкой (из опыта работы) Сказка – это богатейший словарный дошкольника, усвоение правильных грамматических и синтаксических оборотов, развитие выразительности речи.

Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте»Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым, когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством.

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Из опыта работы «Лечебное плавание как средство оздоровительной работы» Из опыта работы :Лечебное плавание, как средство проффилактики оздоровительной работы. Лечебное плавание и лечебная гимнастика как составные.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Нетрадиционные формы работы с семьей в условиях ФГОС (из опыта работы) Тема: Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй в условиях ФГОС ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии
Опубликовано: 29 января 2016 в 13:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД